Сказки Пушкина

Ю Нейман| опубликовано в номере №288, декабрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тот уж когти распустил,

Клёв кровавый навострил...»

Охваченный жалостью, Гвидон убивает единственной своей стрелой не лебедь, годную для еды, а злого коршуна. Гвидон - защитник слабых. I

Великодушные поступки характерны для Гвидона на всем протяжении сказки. Он прощает отца и сравнительно милостиво обходится с тетками и бабушкой - виновницами его мытарств. Это отнюдь не значит, что Гвидон полон христианской кротости и всепрощения, нет, но он силен, и сознание своей мощи дает ему возможность быть великодушным.

Убежденность Пушкина в великодушии народа, уважение его к народной мудрости в еще большей степени выявились в «Сказке о попе и работнике его Балде».

Содержание «Сказки о попе» тоже почерпнуто из рассказов Арины Родионовны, из русского фольклора. Впрочем, сюжет о хозяине - скряге и работнике широко распространен в международной сказочной литературе.

В сказках этого рода работник чаще всего изображается существом необычайно сильным, но бестолковым, тупым, жестоким. В сказках Афанасьева - это Иванко - Медведко - получеловек - полузверь, сын медведя и женщины.

Такой слуга приводит в хлев вместо коровы медведя, варит детей хозяина с кашей, запевает в пирог пальцы детей Луки и Анисы, превратно поняв слова о луке и анисе, - словом, совершает ряд бессмысленных и жестоких поступков.

В конце сказки он обычно убивает хозяина.

Встречается в фольклоре и другой тип работника - льстивый и подобострастный. Награжденный царем, он делится полученными деньгами с хозяином.

Ни тот, ни другой тип батрака не привлек внимания Пушкина. Каким он создает своего Балду?

Вспомним:

«Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых,

До светла у него все пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены