Раскрытие личности или погоня за миражем

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1104, май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

О Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) можно рассказывать в самых различных аспектах.

К примеру, можно рассказать о его продукции, которая экспортируется в 88 государств мира и с которой знаком и юный фотолюбитель, осваивающий простейшую камеру, и ученый-астроном, направляющий мощный телескоп на далекую звезду.

Можно рассказать о трудовых традициях, доставшихся ЛОМО по наследству от предприятий, лет десять назад объединившихся в одну фирму.

Или о гордости объединения — великолепной базе отдыха на Карельском перешейке.

Можно в конце концов было бы вспомнить о легкоатлетической секции, которую некогда создал и возглавил тренер Алексеев и которая вырастила многих олимпийских и европейских чемпионов, рекордсменов страны и мира и со временем превратилась в знаменитую на весь свет школу Виктора Алексеева.

В общем, о ЛОМО есть что рассказать.

Сегодня же речь пойдет только о подготовке молодых рабочих, в чем Ленинградское оптико-механическое объединение добилось значительных успехов.

Подготовка квалифицированной рабочей смены для любого предприятия — задача первостепенной важности. Когда мы говорим о научно-техническом прогрессе, то подразумеваем под ним не только комплексы новейших машин, станков, механизмов, не только современнейшую технологию и организацию производства, но и людей, которые овладели этой техникой, технологией и организацией.

Совершенствование техники и неизбежное совершенствование квалификации работающего на ней персонала — два этих процесса неразрывно взаимосвязаны и беспредельны, как беспределен сам поиск повышения производительности труда, улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости. Но даже если забыть на мгновение о требованиях технического прогресса и помнить только о сиюминутных производственных заботах, то и тогда подготовка молодых рабочих кадров остается одной из главных задач. Предприятию небезразлично, кто приходит на смену ветеранам, уходящим на покой. Знамя ЛОМО украшено тремя орденами Ленина. Высокие правительственные награды говорят не только о производственных успехах предприятия, но и о том, что здесь всегда готовили людей, умеющих хорошо работать.

 

Суть вопроса

Что каждому делу нужно учиться, ни у кого вопроса не вызывает. Какую бы профессию ни выбрал молодой человек, он, подобно герою Маяковского, всякий раз должен говорить: пусть меня научат. Но чему учить, как учить, сколько учить, кого учить — это вопросы отнюдь не праздные.

Рабочего-станочника можно готовить в техническом училище на базе десятилетнего образования и в профессионально-техническом училище на основе восьмилетки. Но одни ПТУ дают своим выпускникам только профессиональную подготовку, другие — еще и среднее образование. Кроме того, станочника можно подготовить так называемым хозяйственным способом: непосредственно на производстве бригадно-индивидуальным методом обучения (БИО) или групповым методом в специальном учебно-производственном цеху предприятия. Молодые кадры для ЛОМО готовит ПТУ № 46 (без среднего образования), система БИО и учебно-производственный цех. Нам нужно сравнить, какой из методов подготовки наиболее эффективен. При этом сразу оговоримся, что под эффективностью будем понимать выгоду, которую получит от подготовки рабочего не только государство, предприятие, но и сам рабочий. Причем не просто конкретно сегодняшнюю выгоду, но и растянутую как бы во времени: на год, десятилетие и так далее.

Итак, что такое ПТУ? Выпускник восьмилетки решил получить рабочую профессию. Он приходит в профессионально-техническое училище, где изучает спецтехнологию, обществоведение, техническую эстетику, экономику производства, допуски и припуски, черчение, электротехнику, металловедение (или Материаловедение), занимается физкультурой.

Кроме теоретических дисциплин, он изучает свою будущую специальность. В хорошо оборудованных мастерских (новые станки, много света, чистота, порядок) квалифицированные мастера передают навыки работы. Через некоторое время учащийся обрабатывает детали, которые имеют уже не учебный, а чисто производственный характер: они пойдут в сборку на ЛОМО. Последний период обучения — практика непосредственно в цеху. Потом экзамен перед компетентной комиссией (представителями предприятия, городского управления профтехобразования, своего и соседнего училищ), и молодой слесарь (токарь, оптик) получает диплом и производственный разряд (второй или третий — в зависимости от успехов).

На обучение токаря уходит восемь месяцев, оптика — полтора года, слесаря — два. Все это время они получают стипендию.

При бригадно-индивидуальном методе новичок, пришедший на предприятие, закрепляется за опытным, высококвалифицированным наставником и постигает профессию непосредственно на практике. По окончании ученичества ему присваивается второй разряд, и он становится самостоятельным рабочим.

При групповом методе практическое обучение профессии сочетается с изучением некоторых теоретических дисциплин. Опытные мастера помогают более глубоко и быстро освоить будущую профессию станочника. Так что к окончанию полугодового обучения новичок к шестидесяти рублям ученических ухитряется приработать еще рублей тридцать на обработке деталей.

Конечно, выше приведена только общая схема, которая тем не менее может дать главное представление: учащийся ПТУ получает большую теоретическую подготовку, а учебного цеха и БИО — практическую. Выпускник ПТУ дольше привыкает к новому рабочему коллективу. Выпускник БИО тут свой человек; цех, давший ему специальность, вольно или невольно как бы шефствует над ним: и работу даст повыгодней и, если что, помощь окажет. Все это, безусловно, сказывается на работе новичков, их производительности. Но сейчас нас интересует не это. В конце концов время притирает все шероховатости во взаимоотношениях людей, все становятся своими, и на первый план в оценке деловых качеств того или иного специалиста выступает его производительность и качество работы.

Но на каких весах взвесить, чем измерить преимущества, которые дала рабочему та или иная система его профессиональной подготовки, как система обучения сказалась на его производственных показателях?..

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены