Раскрытие личности или погоня за миражем

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1104, май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Более эффективный способ производства может на определенном этапе и в определенных решениях обойтись без высокой подготовки работника. Но общество наше, заботясь о все более полном и гармоничном развитии всех его членов, напротив, стремится к более высокому образовательному и профессиональному развитию каждого человека.

 

Итоги и прогнозы

Рассказанное выше может создать впечатление, что перед нынешней системой ПТУ — прямая, накатанная дорога.

Это не совсем верно. Система в постоянном росте, совершенствовании. За годы нынешней пятилетки ПТУ страны должны подготовить девять миллионов молодых рабочих. И это отнюдь не только количественный рост. А любой рост — это ко всему прочему еще и трудности.

В чем же они будут состоять?

Одной из главных явится переход на среднее образование во всех ПТУ. Все еще существующие в большом числе училища без среднего образования оказались теперь в тупике. Закон о переходе к всеобщему среднему образованию заставляет учащихся этих ПТУ одновременно учиться в вечерних школах или оканчивать эти школы без отрыва от производства. Сочетание профессиональной и общеобразовательной программ значительно облегчит задачу.

Михаил Иванович Харитонов, начальник Ленинградского городского управления профтехобразования, привел интересное сравнение. В 1973 году выпускных классов в ПТУ города будет столько же, сколько в общеобразовательных школах. Однако народное образование города имеет институт усовершенствования учителей, районные методические кабинеты, отработанные методики, опыт, связь с родителями, многолетнее наблюдение за школьником, который чаще всего с первого до последнего класса учится в одних и тех же стенах. Городское же управление ПТО имеет в своем штате чуть более десяти инспекторов и методистов. А ведь уже сейчас 39 училищ перешло на среднее образование, и в текущем году перейдет еще одиннадцать...

И еще одно. Так уж случилось, что система профессиональных училищ (будь то ФЗУ, РУ или нынешнее ПТУ) долгое время было пугалом в руках родителей, которым последние пытались таким способом стимулировать успеваемость своих чад. Время и родительское упорство сделали свое дело — нынешние ПТУ, новые как по форме, так и по содержанию, несут на себе крест бывшего родительского проклятия. Комплектовать контингент учащихся трудно. Целенаправленность родительской психологии — воспитать и вырастить из своих отпрысков гениев — дело не шутейное. Как показывает статистика, гениев вырастет немного, а вот желающих обрести тихое, спокойное местечко — хоть море пруди. Причем местечко пусть не «теплое», пусть самое наискучнейшее, но лишь бы не у станка, лишь бы не руками работать.

Все это нужно учитывать. Все это нужно приводить в единую систему. Может быть, стоит в школах раньше вводить производственную практику на заводах, чтобы школьник постепенно привыкал к профессии рабочего, находил в ней один из способов раскрытия своей личности. Сейчас же эту практику проходят ученики девятых-десятых классов, люди достаточно взрослые и в основном уже «прицелившиеся» к своей будущей профессии. Им приятно научиться делать что-то своими руками, они охотно осваивают рабочую профессию, получая даже 1 — 2-й разряды. Но связывать с нею свою жизнь не хотят. На том же ЛОМО только один из десяти учеников подшефных школ, проходивших производственную практику в цехах объединения, приходит туда после получения аттестата...

В этом смысле средние ПТУ косвенным образом сыграют еще одну положительную роль.

Три года, проведенные в их стенах, не только дадут юноше и девушке образование и профессию, но и убедят, что нет выше звания, чем звание рабочего человека.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Над чертежами завтрашнего дня

С председателем Комиссии по делам молодежи Совета Союза Верховного Совета СССР, первым секретарем Томского обкома КПСС Егором Кузьмичом Лигачевым беседует специальный корреспондент «Смены» Владимир Луцкий