Раскрытие личности или погоня за миражем

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1104, май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Интересно, что при мотивации увольнения 20 процентов назвали неудовлетворенность работой на предприятии, а 23,4 обосновали свое решение тем, что нашли более интересную работу.

Если проанализировать текучесть только среди молодых рабочих (до 28 лет), то окажется, что более 60 процентов уволившихся проработало в объединении около года. 58 процентов имеют низкую квалификацию (1 — 2-й разряды), 96 процентов не участвовали в рационализации и изобретательстве, а 59,6 процента имели заработок до ста рублей.

И еще. Только 20 процентов рабочей молодежи объединения получили профессиональную подготовку в ПТУ. Абсолютное же большинство обучалось индивидуальным методом.

Теперь попытаемся заставить скелет голых цифр обрасти мясом рассуждений.

У каждого молодого рабочего, пришедшего со школьной скамьи на производство, были свои обоснования совершить этот шаг. 20,2 процента молодежи, поступившей на ЛОМО, стремились таким способом обрести самостоятельность, 31 процент испытывал материальные затруднения, 18,9 процента просто не хотели учиться в школе. Как видим, для этих 70 процентов БИО был наиболее приемлемым вариантом: он быстрее всего приводил к заветной цели.

Но даже при великолепном наставнике и самой доброжелательной обстановке в цехе этот способ хранил подводные камни. Получив добротные навыки при обработке определенного рода деталей, молодой рабочий в лучшем случае становился хорошим операционником. Если в период его обучения наставник обрабатывал бронзу, ученик тоже становился спецом по бронзе. Но мало смыслил в обработке стали, латуни или специальных сплавов. Мастер при всем желании мог научить его только тому, что знал сам, и только в том разрезе, какой был необходим цеху в этот период. Ни о какой завтрашней задаче профессии, ее развитии и совершенствовании не могло быть и речи, как не могло быть и речи о теоретических знаниях, фундаменте дальнейшего повышения квалификации. Вот и получалось, что, быстро научившись производить однотипные операции и зарабатывать определенный минимум, молодой рабочий останавливался как в совершенствовании своего мастерства, так и в увеличении заработка. Ни о какой рационализации и изобретательстве не может быть и речи: они требуют специальных знаний.

Выход? Либо учиться своей профессии, либо искать новое место, где он будет «лучше понят».

Часто говорят, что высокая текучесть среди молодежи — это не столько поиск «теплого» и денежного местечка, сколько поиск самого себя, своего места в жизни. С этим можно согласиться, только если формула будет дополнена деталью, что «поиск себя» ведется вместе с поиском одной непреложной истины: без труда не вытащишь рыбку из пруда. Обучение, освоение профессии — тот же труд.

Ведь в конце концов тарифная сетка станочника второго разряда на ЛОМО мало чем отличается от сетки на соседнем предприятии. Поиски в этом плане — чаще всего погоня за миражем, погоня с минимумом практических результатов и максимумом потерь времени.

Учащийся ПТУ, проигрывая на первом этапе заочного соревнования с выпускником БИО, на следующих не только выравнивается с ним в результате, но и легко уходит вперед. Время, потраченное на более глубокое изучение профессии, помогает впоследствии более глубоко овладевать ею, совершенствоваться в ней и даже облегчает поиск собственного призвания.

Исследование, проводившееся несколько лет назад ВНИИ профтехобразования, позволило на основании изучения пятнадцати тысяч анкет сделать интересные выводы. Оказалось, например, что выпускники ПТУ первое время работают хуже тех, кто обучался по БИО. С одной стороны, адаптация в новом коллективе, с другой — своим в цехе дают лучшую работу. Но факт остается фактом, и он иным хозяйственникам дает право заявлять:

— Ваши учащиеся много знают, но слабо умеют работать. Наши почти ничего не знают, кроме умения разбирать чертеж и самой элементарной технологии, но дай им партию однотипных деталей — они сделают их быстро и хорошо.

Но вскоре картина изменилась. Уже через год, два, три выпускники ПТУ превосходили обучавшихся по БИО по таким пунктам:

они быстрее выходили на следующий разряд; чаще участвовали в соревновании за звание ударников коммунистического труда, ударных бригад, конкурсах по профессиям;

меньше допускали брака;

больше имели своих учеников по БИО.

У них меньше текучесть.

Казалось бы, факты, способные переубедить любого хозяйственника, стремящегося быстро получать разбитного операционника на «горячие» детали. Знания — сила, и все тут. Однако...

 

Противоречие между общим и частным

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены