Раскрытие личности или погоня за миражем

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1104, май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однако во всякой общей картине есть исключения, дополнения, детали, которые если значительно и не видоизменяют эту картину, то уж, во всяком случае, придают ей объемность.

До сих пор мы говорили о молодых рабочих, как бы самих по себе, не увязывая их «средние статистические судьбы» с производством. Процент текучести, процент разрядности, образовательный уровень и прочее. Но ведь они ко всему прочему еще и главное звено в производстве. Поэтому их судьбы неразрывно связаны с заводом, и, наоборот, судьба предприятия — его работа, выполнение плана, ритмичность производства, качество продукции — все это буквально в их руках.

Так вот, как же предприятие относится к подготовке молодых кадров вообще и через ПТУ в частности?

Как уже говорилось, на ЛОМО одинаково заботятся об обеих формах подготовки рабочей смены. Однако некоторые положения требовали уточнений.

Ну, например. Высокий уровень специальной и теоретической подготовки в ПТУ гарантирует в дальнейшем быстрый рост рабочего в своей профессии. Но есть участки производства (тот же конвейер), где не требуется даже низкой теоретической подготовки, хватает двух недель практики. Рационально ли в этом случае тратить время и средства на многомесячную подготовку? Или тот станочник-металлист, стоящий на обработке однотипных деталей? Его специальное обучение тоже можно свести до минимума без ущерба для производительности.

Здесь я нарочито ограничиваю вопрос рамками только производственной целесообразности, той самой области, которая больше всего заботит хозяйственников. Не следует забывать еще об одной немаловажной детали: ПТУ и их базовые предприятия всегда относятся к разным ведомствам, поэтому, с одной стороны, предприятия не могут вмешиваться в учебный процесс училищ, с другой — несут перед последними ответственность за правильное использование и обеспечение работой распределенного к ним выпускника. А это лишние хлопоты.

Как все это увязать?

В ПТУ-46 я отметил про себя массу деталей, которые как-то вываливались из общей схемы.

Завод и училище относились к разным ведомствам (финансировались, выходит, тоже из разных карманов), но партийная и комсомольская организации ПТУ были частью организаций всего ЛОМО и приравнивались к цеховым. Работники училища получали тринадцатую зарплату наравне с работниками предприятия. Они и учащиеся пользуются заводской поликлиникой, базой отдыха, дворцами культуры, спортивными сооружениями. Другими словами, они равноправные члены рабочего коллектива. Маленькая деталь: в мастерских училища ученики работали в таких же синих халатах, как и рабочие в цехах ЛОМО, а мастера в зеленых — как и мастера на производстве. Эта экипировка — тоже от предприятия.

Комплексным планом социального экономического развития ЛОМО на 1970 — 1975 годы предусматривается, в частности, и повышение квалификации рабочих. Один из путей — увеличение выпуска из ПТУ-46. Оно значительно расширится, будет наряду с профессией давать и среднее образование, для чего уже строится новый комплекс, куда войдут огромный четырехэтажный учебный корпус, трехэтажный корпус для мастерских, зрительный зал на 400 мест, такого же масштаба столовая, три спортивных зала.

Короче, затрат все это потребует немалых и хлопот громадных. Но предприятие идет на все. Почему?

Честно говоря, у меня возникали некоторые подозрения. Они усилились во время моей встречи с генеральным директором ЛОМО Михаилом Панфиловичем Панфиловым. Как-то наш разговор ушел в сторону от обсуждавшейся темы и коснулся подсобного хозяйства объединения.

Давным-давно, в эпоху увлечения подсобными хозяйствами, ЛОМО было выделено 1200 гектаров угодий на Карельском перешейке. Завели пашню, животноводческую и птицеводческую фермы, поначалу несли убытки, но от дела не отступали и сумели добиться рентабельности в. своем «крестьянском секторе». Потом настала эпоха отказа от подсобных хозяйств. Панфилов на это не пошел. Он терпеливо снес все «проработки», сумел обойти «указания» и «решения», но землю и хозяйство сохранил. И теперь на этом участке, кроме ферм, дающих в пищекомбинат объединения свежее мясо, молоко, яйца и полуфабрикаты, раскинулись три пионерлагеря, профилакторий, база отдыха с кафе, рестораном, магазином, грибным лесом и рыбалкой, пляжем и лодочной станцией. И стоит теперь этот живописный комплекс на зависть всем соседям, олицетворяя собой пользу хозяйской сметки и умения не упускать из рук «своего».

Услышав эту историю и помня об оборудовании да халатиках, виденных в ПТУ, я откровенно спросил Панфилова:

— Видимо, в будущем ЛОМО приберет училище под свое крыло окончательно?

— Ни в коем случае, — сказал Михаил Панфилович. — Нам это ни к чему. Хоть мы и в разных ведомствах, все сто процентов выпускников идут к нам, и специалистов ПТУ готовит того профиля, который нужен объединению. Оборудованием, опытными мастерами помогаем — тан о себе же забота: более подготовленных рабочих получим. Халатики? Они нас не разорят. Зато парень или девушка с ученической скамьи станут привыкать к порядкам ЛОМО, аккуратности, чистоте, которые крайне необходимы на нашем производстве.

ПТУ готовит кадры согласно специально разработанной программе. Когда оно перейдет на среднее образование — учебная программа еще более усложнится. Мы можем быть великолепными хозяйственниками или классными специалистами в рабочих профессиях, но педагогических навыков не имеем. Учить — это особая наука и искусство.

К тому же все время будет появляться искушение готовить спецов, которые нужны сейчас, сию минуту, не заглядывая в недалекое будущее. Да и недоработку в подготовке кадров себе простить легче, чем ному-то другому.

Нет-нет, — закончил он, — все должно остаться как есть.

Говорили мы и о рабочих-операционниках. Проблема эта больше социально-экономическая, чем чисто образовательная. Конечно, есть явный разрыв между уровнем знаний, которого требует конвейер, и тем, что получает рабочий. Но снижать последний нельзя, даже оправдывая самыми убедительными экономическими выкладками. На конвейере рабочий не может работать вечно, и нужно максимально облегчить его переход к иному труду. Это дадут знания, полученные ранее. С другой стороны, следует так организовывать работу на потоке, чтобы время от времени менялись выполняемые операции. Это снизит монотонность труда.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Над чертежами завтрашнего дня

С председателем Комиссии по делам молодежи Совета Союза Верховного Совета СССР, первым секретарем Томского обкома КПСС Егором Кузьмичом Лигачевым беседует специальный корреспондент «Смены» Владимир Луцкий