Профессия - фабрикант

Светлана Бестужева-Лада|20 Октября 2015, 13:40| опубликовано в номере №1801, ноябрь 2014
  • В закладки
  • Вставить в блог

 

«Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении: всех и, кольми паче, брат брата любите».
Иван Васильевич Прохоров - основатель великой русской династии мануфактурщиков

 

Как и многие известные русские семьи, род Прохоровых имеет крестьянские корни. Отец основателя династии - Василий - принадлежал к монастырским крестьянам Троице-Сергиевой лавры.

В 1764 году у монастырей отобрали вотчины, и монастырские крестьяне перешли в разряд государственных.

За время службы Иван Васильевич Прохоров сумел скопить приличную сумму и получил вольную для всей семьи, после чего в 1771 году переехал в Москву, где обосновался в Дмитровской слободе.

В том же  году сын Василий определился приказчиком на службу к пивовару-старообрядцу. Близко сойдясь с братьями по духу, среди которых было немало преуспевающих купцов, он решил обзавестись собственным делом. В 1785 году  записался в московские купцы 3-й гильдии, а «торг имел - пивоваренный». Жил Василий тогда в Хамовниках, которые были слободой мастеров ткацкого дела, «работавших на государев двор».

Вероятнее всего открыть ситценабивную фабрику убедила его вторая жена, женщина добрая, умная и богобоязненная.

- Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу желать, чтобы больше пил народ и через то разорялся, - часто упрекала Екатерина Никифоровна мужа.

Да и сам Василий Иванович тяготился пивным торгом. Человек религиозный, он понимал, что промысел этот, хотя и ведется законно, все же не богоугоден. И, разменяв пятый десяток, решился взяться за новое дело.

Взялся не один, а с родственником - Федором Ивановичем Резановым, одаренным, грамотным молодым человеком, несколько лет проработавшим на небольшой ситценабивной фабрике и в совершенстве изучившим это производство. Но денег, чтобы открыть собственную фабрику, у него не было. А у Прохорова были и необходимые связи, и деньги, которые он и вложил в это дело.

В июле 1799 года они заключили словесный договор на устройство в Москве ситценабивной фабрики. Начинали в наемных помещениях: строениях во владения князей Хованских, находившихся за речкой Пресней, на левом берегу Москвы-реки, у церкви Иоанна Предтечи, где поднимались холмы высотой до 30 метров, носившие название «Трех гор».

Ситценабивное дело было новым не только в Москве, но и во всей России. В 1792 году в Санкт-Петербурге, Москве и Иванове было всего восемь ситценабивных фабрик, производивших в год 55 тысяч штук ситца. Убедившись в прибыльности нового дела, Василий Иванович привел в исполнение давно задуманное: ликвидировал дела пивоваренного завода и в 1803 году переехал с семьей на Пресню. А после войны 1812 года передал все дела своему сыну – Тимофею Васильевичу, который почти сразу выделился изделиями своей фабрики, превосходя других чистотою отделки и оригинальностью рисунка. Начали поступать заказы, число которых быстро увеличилось. Успеху способствовало то, что в Москве Прохоровым совсем не было конкуренции: все ситценабивные фабрики после нашествия французов находились в полном разрушении.

Тимофей Васильевич через какие-нибудь два года увеличил свое производство в десять раз, а после смерти отца в 1815 году стал полным хозяином предприятия при помощи братьев. Не имея возможности бороться с появившейся все-таки конкуренцией в ситценабивном производстве (число ситценабивных фабрик в Москве с 1822 -1829 год выросло с 28 до 100), братья Прохоровы сосредоточили свои внимание и энергию главным образом на развитии ткацкого дела.

Тимофей Васильевич понимал, что русскому рабочему при врожденной его сметливости недостает общего развития для усвоения технических знаний, что без образования рабочей массы не может развиваться наша промышленность. Для этого в 1816 году он основывает при своей фабрике первую в России ремесленную школу для детей. Часть дня они обучались в фабричных мастерских, а часть дня проводили в школе.

Обычно число учащихся не превышало тридцати человек. Но в 1830 году, после эпидемии холеры, в Москве появилось множество сирот, обреченных на голодную смерть. Прохоров взял к себе в обучение и на полное содержание почти сто человек, причем как мальчиков, так и девочек. И ни разу впоследствии не пожалел об этом – молодые мастера принесли много пользы мануфактуре. По прочности и яркости красок, по изяществу и разнообразию рисунков она принадлежала к числу первоклассных.

С целью урегулирования взаимоотношений между рабочими и работодателями Тимофей Васильевич составил правила распорядка на фабрике. На Прохоровской мануфактуре они действовали задолго до официальных распоряжений. Некоторые положения этого документа стали в стране законами лишь спустя десятилетия.

В «правилах» предусматривалось введение выходных дней, сокращение рабочего дня до 10 часов, введение на производствах ссудных касс и ряд других усовершенствований.

Интересен пункт 5. «Нетрезвость исправляется сначала внушением, потом умеренным наказанием, денежными пенями, а не по исправимости таковых рабочий отсылается с фабрики».

К «правилам» прилагалась система штрафов, деньги из которых шли в ссудную кассу. За отлучку без спроса - 3 рубля, за брань и ругань – 5 рублей. Самым высоким был штраф за то, что рабочие посылали подростков за водкой в кабак.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере