Поставщики Высочайшего двора

Светлана Бестужева-Лада|25 Сентября 2014, 12:50| опубликовано в номере №1799, сентябрь 2014
  • В закладки
  • Вставить в блог

30 мая 1846 года родился Карл Фаберже

Российские династии

 

Вряд ли найдется мало-мальски образованный человек, которому не была бы знакома фамилия Фаберже. Изделия этой фирмы отличались не столько ценой (иногда позволить себе купить безделушку «от Фаберже» мог и среднеоплачиваемый служащий), сколько изысканностью и тонким художественным вкусом. Не зря же до сих пор любая вещь с клеймом Фаберже (иногда фальшивым) пользуется огромным спросом на аукционах во всем мире.

Если судить по фамилии, то основатель скромной ювелирной фирмы в Санкт-Петербурге – Густав Фаберже – был французом. На самом же деле он был немцем французских корней, родившимся в 1814 году в Лифляндской губернии. Будущий золотых дел мастер учился в Санкт-Петербурге у ювелира Спигеля, а в 1842 году открыл собственную маленькую мастерскую и магазинчик ювелирных изделий на Большой Морской улице. Женился он довольно рано на дочери датского художника Шарлотте Юнгштедт.

Первые изделия, производимые фирмой, были рассчитаны на широкое потребление и практически ничем не отличались от продукции конкурентов. Но со временем Густав приобщил к делу двух подрастающих сыновей, Агафона и Карла, причем настоял на том, чтобы они получили специализированное образование за границей, а не в России.

В 1860 году Густав Фаберже отошел от дел, передав значительно увеличившуюся фирму под начало старшего сына – Карла. Он и его младший брат Агафон внесли много нового в семейное дело, значительно превзойдя отца в мастерстве. Собственно, именно благодаря им фирма Фаберже стала всемирно известной.

Карл, став главой фирмы, расширил ее, реорганизовал и открыл многочисленные филиалы по всей стране. Фирма, переименованная в соответствии с веяниями времени в «товарищество», под его началом стремительно развивалась, расширяя ассортимент своей продукции и работая уже по многочисленным индивидуальным заказам.

Карл Фаберже собрал вокруг себя множество талантливых молодых людей – скульпторов, художников, ювелиров и камнерезов. Одной мастерской уже не хватало, поэтому стали появляться небольшие дочерние,  одни работали только по золоту, другие - по серебру, третьи - по драгоценным камням.

Клеймо Фаберже не означало, что изделие, на котором оно поставлено, – запредельной стоимости. Просто это был знак отличия и признак того, что над безделушкой, портсигаром или скульптуркой работали исключительно высококлассные мастерами своего дела, и что, независимо от стоимости товара, они высочайшего качества.

Фаберже обслуживали как средние слои населения, так и членов императорской семьи, причем не только в России. С 29 августа 1890 года Карл Фаберже - оценщик Кабинета Его Императорского Величества, с 29 января 1911 года - придворный ювелир, поставщик королей Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы и Азии. Он был участником всероссийских и всемирных выставок, имел многочисленные награды. Кроме того, был награжден орденами св. Станислава 2-ой и 3-й степеней, св. Анны 2-й степени, золотой медалью на Станиславской ленте, болгарским орденом «За гражданские заслуги» и французским орденом Почетного легиона с присвоением звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» (1900). Пожалуй, больше ни один ювелир не имел столько высоких наград ни до Карла Фаберже, ни после него. В 1890 году ему было пожаловано почетное гражданство, а в 1910-м, по просьбе его четырех сыновей, Карлу Фаберже было пожаловано звание мануфактур-  советника, что также было практически беспрецедентно.

Стоит заметить, что младший брат Карда, Агафон, всю жизнь проработавший рядом с братом, ничем особым так и не отличился. Он был блестящим исполнителем, и только. Вся творческая фантазия, все смелые задумки и даже их первоначальное воплощение были заслугой старшего брата. Хотя некоторые современники утверждали, что Агафон обладал выдающимися художественными способностями и талантом конструктора. К сожалению, он скоропостижно скончался в 1885 году.

Изделия Фаберже постепенно становились широко известными не только в русском ювелирном искусстве, но и во всем мире. Изысканные, выполненные с большим мастерством и талантом, они пользовались огромной популярностью в среде именитых, состоятельных и творческих людей. Безусловно, мастера фирмы использовали в своей работе бесценный мировой опыт ювелирного дела. Однако при всем этом они сумели придать своим изделиям дух современности и бесспорную индивидуальность.

Среди ювелиров Фаберже не было принято копирование, скорее, классические идеи и эскизы находили новое воплощение в умелых руках талантливых и прекрасно обученных мастеров.

С увеличением фирмы Карл Густавович решил создать своеобразный ювелирный центр, с магазином и мастерскими, на той же Большой Морской улице. Для этой цели он приобрел у полковника В. П. Золотова участок с домом. Автором проекта нового здания был архитектор К. К. Шмидт - сын двоюродной сестры Карла Фаберже. Общность интересов тесно связала его с семьей Фаберже. Внимательно изучив все требования владельца и предложения по созданию нового здания фирмы, он разработал проект постройки четырехэтажного лицевого дома и четырехэтажных, с подвалами и мансардными этажами, флигелей. Строительство шло с 1899 по 1900 гг. А уже после революции дом был перепланирован и перестроен под жилые квартиры.

До поры до времени имя Фаберже славилось только в России. Но в 1882 году фирму пригласили поучаствовать во Всероссийской выставке промышленно-художественных изделий в Москве. Результат - золотая медаль и пристальное внимание высочайших особ. Неудивительно, что в скором времени на вывеске фирмы появилось изображение Государственного герба России, означавшее звание «Поставщик Высочайшего двора».

Чуть позднее Карл Фаберже получил еще одно звание - придворного ювелира. Угодить вкусам высокопоставленных особ – дело нелегкое, но Карл обладал еще и недюжинными дипломатическими способностями: мог убедить в своей правоте самых капризных и придирчивых клиентов.

Именно в это время в дело отца вступил его старший сын – Евгений Карлович, который через считанные годы стал экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщиком Ссудной кассы и, по доверенности отца, оценщиком Его Императорского Величества. Будучи талантливым художником, он принес фирме новые творческие решения и принимал активное участие в разработке самых драгоценных изделий.

Результаты не замедлили сказаться: в 1900 году фирма приняла участие во Всемирной выставке в Париже, где имела огромный успех. Евгений же персонально получил пальмовую ветвь офицера Академии изящных искусств и болгарский орден святого Александра. После этого, фигурально выражаясь,  все королевские дворы Европы выстроились в очередь, чтобы предложить фирме Фаберже стать своим придворным поставщиком, а слава о ювелирных изделиях русских пошла по всему миру.

Самое знаменитое изделие фирмы Фаберже, как всем известно, - это пасхальное яйцо. Первое было создано в 1885 году по заказу императора Александра III, который желал сделать пасхальный подарок-сюрприз своей супруге, императрице Марии Федоровне. Так называемое «Куриное» яйцо было снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, находилась изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона. Драгоценная безделушка была изготовлена в утраченной позже традиции складывающихся матрешек.

Впрочем, сама идея ювелирного изделия не была оригинальной: пасхальное яйцо Фаберже – это вольная интерпретация яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся в Копенгагене, в замке Розенборг, в Вене (Музей истории искусств) и в одной частной коллекции, куда попало из дрезденской художественной галереи «Зеленые своды». Во всех упомянутых экземплярах спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Осуществлю заветную мечту

12 апреля 1839 года родился Николай Михайлович Пржевальский

Разговор с разведчиком

11 июля 1903 года родился советский разведчик Рудольф Абель. Эксклюзивное интервью полковника для журнала «Смена»

Вечный гений

27 января 1756 года родился Вольфганг Амадей Моцарт