Визитная карточка воспитанного человека

Беата Бушелева| опубликовано в номере №1384, январь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

нельзя пить чай со звуковым оформлением, которое вызывает у сотрапезников мысли об осушении болот;

нельзя юной девушке раскрашивать свое лицо в соответствии с традициями цирковых клоунов;

нельзя женщине, стремящейся не отстать от моды, воспроизводить в своих туалетах мотивы и линии одежды ее шестнадцатилетней дочери.

Нельзя, неприлично, потому что смешно и некрасиво. Нельзя, потому что подобное поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих, а значит, является проявлением неуважения к ним. Вот и замкнулся круг: эстетика привела к этике. Иначе и быть не могло. Не без оснований ведь утверждают философы, что эстетика – это этика будущего.

К размышлениям об основах этикета остается прибавить немногое. Один молодой человек, которому мои рассуждения показались неубедительными, прислал письмо на шести страницах, где упорно доказывал, что правила этикета – пустая условность. Он не без иронии спрашивал: «А почему этикет требует, чтобы в определенных ситуациях мужчина снимал головной убор? Не пиджак, не галстук, не ботинок, а именно шляпу? Разумно? Нравственно? Красиво? Ничего подобного. А зачем в момент приветствия люди вдруг хватают друг друга за руки? Как вы объясните? И почему рыбу простым ножом резать нельзя, а каким-то особым можно? Где же тут ваши основы?»

Моему оппоненту нельзя отказать в наблюдательности. Он действительно назвал правила, которые объяснить довольно трудно. Когда-то они тоже возникли как проявление доброго отношения к человеку, они были удобны, разумны и соответствовали эстетическим представлениям тех времен. Пожалуй, можно было бы сослаться на исследования, которые доказывают это и раскрывают историю происхождения подобных норм этикета. Но надо ли? Эти правила прошли через века, превратились в традиции. И воспитанные люди соблюдают их просто в силу уважения к мудрости предков.

Народные традиции и обычаи – вот четвертая основа правил этикета.

Что читать о культуре поведения и правилах хорошего тона

  1. Аасамаа Й. Как себя вести. Таллин, 1973.
  2. Бакштановский В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., 1979.
  3. Волченко Л. Б. Культура поведения, этикет, мораль. М., 1982.
  4. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского. М., 1979.
  5. Горбовскии А. А. Человек человеку. М., 1965.
  6. Дорохов А. А. Как себя вести. М., 1970.
  7. Камычек Ян. Вежливость на каждый день. Перевод с польского. М., 1981.
  8. Матвеев В. М., Панов А. Н. Если мы вежливы. М., 1977.
  9. Смолка К. Правила хорошего тона. Переводе немецкого. М., 1980.
  10. Советский этикет. Л., 1974.
  11. Ходаков М. С. Как не надо себя вести. М., 1972.
  12. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. Перевод со словацкого. М., 1981.
  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Прийти и помочь

Приглашаем на воскресник

Сердце не камень

Следите за давлением

Лед и парус

Буерный спорт