Визитная карточка воспитанного человека

Беата Бушелева| опубликовано в номере №1384, январь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как ни странно, но раньше действительно молодой человек мог отправиться в книжную лавку и приобрести, например, обстоятельное руководство «Как сделаться джентльменом. С приложением дуэльного кодекса». Невинную девицу наставлял на жизненный путь «Подарок прекрасному полу, или Наставление молодой девице при выборе супруга». Войдя в возраст, эту книгу можно было сменить на не менее «ценное» издание «Благовоспитанная женщина, или Уменье держать себя с тактом дома и в обществе». Пожилого мужчину просвещал доктор Вагнер в солидном сочинении «Тайна успеха в женском обществе». Этот опус – «краткое руководство для лиц, желающих сделаться приятным в дамском обществе, основанное на законах психологии».

Надеюсь, читатель понимает, что я не собираюсь пропагандировать подобную литературу. И названные книги, и многие другие, изданные в дореволюционные годы, представляют собой невообразимую смесь сословных и классовых предрассудков, нелепых условностей, слащавых сентенций и пошлых рецептов.

Тем не менее это не означает, будто книги по этикету не нужны. В последние годы, кстати, их стали издавать большими тиражами. Посмотрите список, который опубликован в конце статьи. Вы увидите книги советских авторов и специалистов из социалистических стран. Количество названий изрядное, а все не хватает. Спрос, как говорится, опережает предложение. И остается только радоваться тому, как много юношей и девушек хотят стать обаятельными, вежливыми, корректными, симпатичными – воспитанными людьми.

Как же этого достичь?

Для начала неплохо бы разобраться в том, что же такое воспитанность. Качество это непростое, состоит из многих элементов. Давайте рассмотрим его как кроссворд: по горизонтали и по вертикали.

Мы со студентами пединститута делали это вместе со школьниками четвертого класса. Вырезали из бумаги белого человечка, прикололи его кнопками к доске и спросили ребят: «Как вы думаете, он воспитанный человек или нет?» Ребята посовещались, пошумели и, несколько смущаясь неопределенности, отвечали: «Непонятно. Информации маловато. Трудно сказать. Он никакой». За это мы и ухватились: «Правильно. Никакой. А давайте сделаем его воспитанным. Пусть каждый подарит ему какой-нибудь признак воспитанного человека». Предложения посыпались как из рога изобилия: вежливый, здоровается, говорит волшебные слова, аккуратный, чистый, у него дома порядок, место старушкам уступает, в гостях ничего не ломает и т. д. Через некоторое время наш человечек был в ореоле добродетелей. Если же перевести бесхитростные детские высказывания на взрослый язык, то окажется, что ребята понимают главное. Воспитанность – это умение щадить, беречь и уважать окружающих, соблюдать общепринятые среди людей нормы поведения, это внешняя привлекательность и вкус в «оформлении себя» и, наконец, это умение красиво и прилично удовлетворять свои обыденные потребности в еде, отдыхе, комфорте и т. п.

Вспомним широко известное письмо А.П.Чехова к брату Николаю, где он дает характеристику воспитанных людей: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки... прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...»

Не правда ли, несмотря на всю условность, наша схема легко накладывается на живой портрет. Таким образом, воспитанность по горизонтали – это культура общения, культура внешности и культура быта.

«Вертикальный» анализ воспитанности помогает ответить на вопрос, как стать воспитанным, как происходит формирование этого качества.

Прежде всего необходимо знание норм и правил этикета. А что это такое? В практике человеческого общения миллионы раз повторяются одни и те же ситуации: встреча, услуга, благодарность, знакомство, прощание, выражение чувства симпатии, разделенная трапеза и т. д. Естественно, что постепенно сложились наиболее удобные, разумные формы поведения в подобных ситуациях. Вот этот обобщенный, откристаллизованный опыт и составляет сущность этикета, он и закреплен в его правилах.

Знание правил этикета – необходимое, хотя и недостаточное условие воспитанности. Однажды в вестибюле молодежного кафе пришлось наблюдать такую сценку. К гардеробу подошли молодой человек и девушка, совсем еще юные. Видно, впервые им пришлось оказаться вместе на людях. Парень – высокий, немного неловкий, а подружка его – маленькая, тоненькая, хрупкая. Юноша взял верхнюю одежду у гардеробщицы, водрузил себе на голову шапку (чтобы не мешала) и подал своей спутнице пальто. Делал это он, наверное, первый или второй раз в жизни (маме не подавал, сестре – тем более, девочкам из класса – «невелики барыни, сами оденутся»), а потому стеснялся: отвернулся, покраснел и вдобавок так взял пальто за плечи, что в рукава попасть практически невозможно. У девушки опыт подобных услуг, видимо, тоже невелик. Шарила она, бедняга, руками по воздуху, но где там! Девушка трагическим голосом шепчет: «Витька, ниже!» Он глянул, что там, внизу, – и с размаху пальто чуть ли не на пол... Короче, ушли они, весьма недовольные друг другом. А почему? Парень ведь знает, что надо оказать услугу спутнице. Но одного знания, как видим, недостаточно. Необходимо еще и уметь выполнять определенные действия. Все знают, что вилку следует держать в левой руке, а нож в правой. Но многие ли умеют именно так ими пользоваться? Пожать руку, приветливо поклониться, пропустить человека в дверях, пододвинуть старшему или женщине стул, сесть, встать, подать оброненную вещь – все это надо уметь. Как не согласиться с А. С. Макаренко, который писал: «Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустяк!»

Умение достигается постоянным упражнением и тренировкой. Пожилую заслуженную актрису ее ученицы спросили: «Как вам удается быть всегда такой элегантной, корректной, непринужденной?» Она покачала своей седой головой и сказала: «О, это непросто дается. В детстве, помню, матушка по десять раз заставляла меня входить в комнату с воображаемыми гостями, пока я не научилась делать это естественно и без манерничания». Конечно, лучше всего вырабатывать такое умение в раннем возрасте. Но если это не было сделано, начать никогда не поздно.

Истинно воспитанным можно назвать только того, у кого выработаны устойчивые и прочные привычки поведения. Привычка – это способность производить нужные действия без особого контроля сознания. В привычке действие словно бы автоматизируется. Представьте себе: студент и я одновременно подошли к институтской двери. Студент остановился и начал размышлять: «Вот со мной у дверей оказалась преподавательница, женщина, к тому же не очень молодая. Мы должны уважать женщин. Они несут на своих плечах много забот и тягот. Уважение проявляется в разных формах, например, в вежливости. Я должен проявить вежливость и потому пропущу ее вперед...» После таких размышлений он открывает передо мной дверь с приветливой улыбкой. Боюсь, что при этом мы оба опоздаем на занятия.

Воспитанный человек поступает правильно не потому, что он долго думал, выбирал и наконец пришел к верному решению, а потому, что иначе он поступить не может. Юноша не может, например, сидя разговаривать со стоящей женщиной или не вынув при этом сигареты изо рта; он не может оттолкнуть женщину или пожилого человека от дверей автобуса; бросить окурок на тротуар, а лавровый лист из супа на скатерть. Пройдя первым в дверь, он не может отпустить ее перед идущим сзади, а обязательно придержит, задев или обеспокоив кого-нибудь, тут же извинится и т. д. Вот это все и есть привычки. Ценность их состоит в том, что они освобождают сознание от мелких забот и позволяют ему заниматься более важными делами.

Итак, три ступеньки: знание, умение, привычки – составляют вертикальную структуру воспитанности как качества личности. Здесь все одинаково важно, но фундаментом все-таки является знание. Невоспитанный человек – невежа – тот, кто не «ведает», не знает правил поведения. Было в русском языке и слово «вежа». Так одобрительно называли знатоков правильного обхождения, вежливых, сведущих в обычаях людей.

Совокупность же правил поведения, которые необходимо знать воспитанному человеку, и называется этикетом.

Буква и дух этикета

Приходилось читать, что за рубежом большой популярностью пользуется книга некоей Эмилии Поуст, где на полутора тысячах страниц изложены советы, как себя вести в самых различных случаях. История этикета знает еще более обстоятельные попытки регламентировать поведение вплоть до самых незначительных мелочей. Древний китайский этикет, например, насчитывал тридцать тысяч церемоний, которые, казалось бы, предусматривали абсолютно все нюансы человеческих поступков.

Теоретически можно себе, представить, что есть люди, которые в состоянии усвоить полторы тысячи страниц современного руководства по этикету или даже овладеть искусством всех китайских церемоний. Практически же это маловероятно, а главное – не нужно. Жизнь все равно богаче, шире и неожиданней любых регламентаций и руководств. Вот почему важно не только изучить букву этикета, но и понимать его дух.

Почему котлету не следует резать ножом? Потому что она мягкая. Почему категорически не разрешается приглашать девушку на танец, держа сигарету во рту? Потому что можно обжечь партнершу. Почему не рекомендуется входить в зал кинотеатра с мороженым? Потому что испачкаешь других и себя. Почему человек на рабочем месте, подняв трубку зазвонившего телефона, должен сказать не «алло», не «да», не «слушаю», а назвать учреждение и свою должность? Потому что это поможет избежать недоразумений и позволит сразу начать деловой разговор. Все очень разумно и просто.

Однажды мы обсуждали этот тезис в воинской части. Ребята там дотошные, они долго выспрашивали меня о всяких тонкостях обращения с девушками. В частности, начался спор о том, где должен находиться молодой человек, сопровождая девушку по лестнице. Ссылались на разные источники, в которых советы на этот случай предлагались прямо противоположные. «Давайте, – предложила я спорщикам, – разберемся, что подсказывает здравый смысл.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Иенгра — ветвистые рога

В гостях у оленеводов

Прийти и помочь

Приглашаем на воскресник

Профессия настоящих мужчин

Творчество сталевара