Лед и парус

Александр Харченко| опубликовано в номере №1384, январь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Буерный спорт

Однажды я спросил у экс-чемпиона мира таллинца Мати Куулманна, с чем можно сравнить гонку на буере. Мати подумал, усмехнулся и сказал:

– Представь, что сидишь в «Жигулях», у которых нет амортизаторов, выбито лобовое стекло и не работают тормоза. При этом ты несешься со скоростью двадцать пять метров в секунду. И все это на двадцатиградусном морозе.

– И все-таки получаешь удовольствие?

– Да, когда побеждаю. Все зависит только от себя самого. Сам строишь буер, настраиваешь его перед стартом и, конечно, сам проходишь дистанцию.

На чемпионате Европы-82 Куулманну из-за поломки пришлось почти целую ночь менять на своем буере поперечный брус – на нем крепятся два основных конька. Усилия не пропали даром: его ледовая яхта «Виктория» оказалась самой быстроходной на этих соревнованиях.

Судя по историческим источникам, буерный спорт зародился в начале XVII века. Родина его – Нидерланды. В одном из музеев Роттердама хранится старинная гравюра, на которой изображена обычная весельная лодка. Все бы ничего, да зима на дворе и лед на реке. Поэтому лодка, в которой уютно разместились десять человек, установлена на специальные полозья и вооружена парусом. Так в XVII веке совершались поездки по замерзшим озерам и каналам.

В знаменитой таллинской башне «Толстая Маргарита», где разместился морской музей, можно увидеть модель буера, на котором в прошлые времена выходили на подледный лов эстонские рыбаки. Первый в России буер был построен в 1819 году на судоверфи Петербургского адмиралтейства. А в январе 1882 года в устье Невы состоялись первые буерные состязания на дистанции в 32 версты.

Сто два года спустя на льду Невской губы был проведен очередной чемпионат страны. Борьбу за золотые медали вели гонщики на 88 буерах в четырех классах парусных судов.

...Ленинградцы, пережившие блокады, помнят ледовые яхты военных лет с размещенными на них пулеметами. Тогда из буеристов были сформированы специальные отряды. Под парусом уходили бойцы в разведку, через Ладогу переправляли раненых, перевозили продовольствие и медикаменты, обезвреживали мины.

Прозвучал салют Победы, и снова вышли на старты мирные буера...

В 1973 году на озере Галл в США прошел первый чемпионат мира по буерному спорту. Поздравления принимал таллинец Айн Вильде. Спустя семь лет его успех повторил Куулманн, а в прошлом году третий эстонский гонщик Тийт Хаагма.

К сожалению, география состава Всесоюзной сборной буеристов пока не так обширна, как того бы хотелось. Ленинград, Новосибирск, Рига и Таллин – вот города, где ледовая яхта обрела популярность. А ведь в стране действуют десятки яхт-клубов, многочисленные кружки при домах пионеров. Почему бы юным яхтсменам в зимние дни не попробовать, как это сделали жители эстонского города Тарту, поставить свои парусники на коньки, и тогда еще больше поклонников появится у красивого вида спорта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Трудом наполнить жизнь

Приглашаем к обсуждению

Профессия настоящих мужчин

Творчество сталевара

Прийти и помочь

Приглашаем на воскресник