Прийти и помочь

Петр Борисов| опубликовано в номере №1384, январь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Приглашаем на воскресник

В то воскресное утро у старинной ограды московского парка в Кузьминках, отлитой еще на уральских «государевых» заводах, собралось около ста человек. Людей самого разного возраста и профессий. Они пришли сюда по объявлению в молодежной газете. Московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры приглашало тех, кто почитает историю не на словах, а на деле, выйти на воскресник. Помочь реставраторам. Первый опыт оказался удачным. Прошло не так уж много времени, а идея нашла уже более двух тысяч активных сторонников.

Чем же могут быть полезными неспециалисты в тончайшем искусстве восстановления памятников? Миллионы рублей выделяется государством ежегодно на реставрационные работы. Нет нужды рекламировать золотые руки тех, кто возвращает к жизни, сохраняет для потомков бесценные произведения искусства, архитектуры. Но – вот беда! – рук этих не хватает. По некоторым подсчетам, только на территории Москвы две с половиной тысячи исторических объектов нуждаются в помощи.

«Освободите наши руки от лопаты, – говорил один старый позолотчик. – дело от этого лишь выиграет». Действительно, не по-хозяйски использовать большого мастера – их, кстати, не так уж много – на выноске мусора. Но ведь всякая реставрация начинается именно с этого – с расчистки объекта, то есть с черновой работы.

Именно эту работу и берут на себя энтузиасты, настоящие ценители старины. Под руководством специалистов (самодеятельность тут, разумеется, недопустима) они, например, восстановили откосы прудов, «починили» газоны Царицынского дворцового комплекса XVIII века. Расчистили прилегающую территорию и вынесли мусор из самого здания на Крутицком подворье. В поисках фундамента уникальной старинной беседки сняли большой слой грунта в Кускове. Можно привести и конкретные цифры, характеризующие бескорыстную помощь. Из подвалов только дома Уварова, расположенного в черте бывшего Белого города, участники воскресников вынули пятьдесят кубометров грунта, двести пятьдесят квадратных метров помещений подготовили для дальнейших работ.

Чем же привлекательны воскресники? Да, люди хотят помочь реставраторам. Но не ошибусь, если скажу, что у каждого из добровольных их помощников есть и свои, личные мотивы. Какие? «Увидел в газете фотографию девчонок с тяжеленными носилками, и стыдно стало: я-то, здоровый мужик, почему в стороне, – признался токарь одного из московских заводов Борис Швындин. – Да и расширить круг не деловых, а именно дружеских знакомств захотелось». Медсестра Татьяна Никанорова обрадовалась возможности «приобщить своих детей к бескорыстному труду». Совпали интересы курсанта военного училища Павла Боровкова и переводчика Георгия Ивановича Кузьменко: оба они хотят «получить моральное удовлетворение от выходного, проведенного на свежем воздухе, с лопатой в руках».

На помощь реставраторам приходят не только жители самой столицы, но и многих подмосковных городов. А в одном из воскресников в подмосковной деревне Болдино Солнечногорского района, на Рождественском погосте, где похоронен русский ученый, автор известной «Истории российской с самых древнейших времен» Василий Татищев, приняла участие даже группа молодых рабочих Ярославского шинного завода из клуба «Любителей истории Отечества».

Памятники старины есть практически в каждом древнем городе. И в каждом из них найдутся энтузиасты, которые с душой возьмутся за дело. Примеры уже есть. Например, в Ереване действует туристская дружина по охране исторических памятников. Под руководством инженера одного из ереванских НИИ Арама Оганесяна группа его единомышленников не первый свой отпуск проводит на расчистке очередного шедевра прошлого, которыми богата земля Армении. В Таллине около десяти лет существует движение, аналогичное тому, что развертывается в Москве, – постоянно действующая операция «Кодулинн» («Родной город»). Среди его участников много молодежи. Кстати, не одна супружеская пара обязана своим счастьем именно « Кодулинну » – в общей работе знакомства заводятся непринужденно. И ныне нередки случаи, когда на воскресники в Старом Городе выходят сразу два поколения таллинцев, неравнодушных к истории. Так известная формула «Человек есть сумма своего прошлого» приобретает еще один оттенок, добрый и оптимистичный.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Вилла в Лозанне

Повесть. Продолжение. Начало в № 1.

Кому впрок такой урок?

Кто в ответе за огрехи строителей

Профессия настоящих мужчин

Творчество сталевара