Твой автопортрет

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1421, август 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Заполнив анкету «Смены», 4 тысячи читателей стали соавторами социологического исследования, предпринятого журналом

Статья вторая. Начало в № 14

Большинство тех, кто два года назад был восьмиклассником, сегодня заканчивает школу. В семнадцать в среднем лет. В 1983 году, к примеру, неполную среднюю школу окончили 3 миллиона 879 тысяч учащихся, а в 1985 году аттестат о среднем образовании получили 2 миллиона 234 тысячи выпускников, то есть 58 процентов от числа тех, кто два года назад учился в восьмом классе. Хотя в дальнейшем — в связи с осуществлением школьной реформы — эта доля и снизится, она останется достаточно большой. Кем же стали остальные пятнадцатилетние через два года?

Сравнительно небольшая их часть, как показывают результаты нашей анкеты, поступила в средние специальные учебные заведения (техникумы, пед- и медучилища и т. д.). Небольшая потому, что теперь эти учебные заведения формируют свой контингент главным образом из тех, кто окончил среднюю общеобразовательную школу. Так, из полутора миллионов человек, принятых в средние специальные учебные заведения в 1984 году, только полмиллиона имели неполное среднее образование — всего одна треть. Кроме того, в техникумы ведь поступают выпускники не только этого года.

Остальные, примерно треть бывших восьмиклассников, оказались в профтехучилищах. Тех же, кто сразу после восьмого класса начинает работать, очень мало. ПТУ со средним образованием, которые теперь преобладают, заканчивают на год позднее выпускников общеобразовательных школ, в среднем в 18 лет (если не было разрыва между восьмым классом и ПТУ).

Чем различаются три главных потока молодежи?

Хорошо известно, что общеобразовательные школы желают оставить у себя самых успевающих и наиболее дисциплинированных учащихся. Кроме того, в ПТУ сравнительно мало мест для девочек. Если в восьмых классах несколько преобладают мальчики, то в десятых — резкий численный перевес девушек.

Однако различия не только в этом. Заметно разнятся и родительские семьи. Среди тех, кто остается в средней общеобразовательной школе, выше доля детей служащих; среди тех, кто идет в ПТУ, много выше доля детей из рабочих семей. Но это не все.

У нас, к сожалению, много неполных семей. Одного из родителей (чаще — отца) нет более чем у четверти семнадцатилетних, ответивших на анкету. Тут примерно равнозначны две главные причины: повышенная смертность мужчин и очень большое число разводов. Среди десятиклассников одного из родителей нет у каждого пятого, среди учащихся ПТУ — у каждого четвертого, а среди учащихся техникумов — более чем у половины. Понятно, что матери-одиночки хотят поскорее дать своим детям профессию. Но одновременно и сохранить хорошие возможности последующего получения высшего образования. Так, отмечается, что среди матерей учащихся техникумов много одиноких (не имеющих мужей) интеллигенток.

Почти все десятиклассники хотят продолжать учиться.

Только учиться хотели бы 80 десятиклассников из каждых ста, совмещать обучение с работой — 16. только работать — четверо. При этом 92 процента желающих только учиться хотели бы стать студентами вузов, 5 — учиться в средних специальных учебных заведениях, остальные — в ПТУ и технических училищах.

Полученные при нашем анкетировании результаты очень близки к данным большинства других обследований, проведенных социологами в последние годы в разных районах страны.

Судя по этим данным, в 1986 году общеобразовательная школа по-прежнему готовит кандидатов в студенты, хотя большинство ее выпускников ими стать не смогут — мест в вузах значительно меньше. В 1985 году среднюю общеобразовательную школу окончило 3,3 миллиона человек (дневную — 2,2 миллиона), средние специальные учебные заведения — 1,2 миллиона, многие окончили ПТУ со средним образованием. И все они имеют право поступить в вузы. Кроме того, в стране миллионы молодых людей, получивших среднее образование в последние годы. Они также имеют и право, и охоту стать студентами. В том же 1985 году в вузы было принято больше, чем когда-либо прежде, — 1,1 миллиона человек, однако только 650 тысяч — н. дневное отделение. Остальные стали вечерниками и заочниками, причем доля их, особенно последних, стала заметно расти. Из этих цифр становится вполне очевидной чрезвычайная «завышенность» намерений выпускников средней школы.

Куда же фактически идет большинство ее выпускников?

В 1985 году около миллиона человек со средним образованием поступило в средние специальные учебные заведения. Многие выпускники школы пошли в одногодичные технические училища и становятся квалифицированными рабочими. Есть и такие, кто сразу начинает работать в народном хозяйстве по профессиям, полученным при трудовом обучении школьников, а то и без профессий, поскольку выпускники средних школ получают профессиональную подготовку на всякого рода краткосрочных курсах или путем бригадного или индивидуального обучения непосредственно на производстве.

Одним словом, реальное распределение выпускников средней общеобразовательной школы по учебным и рабочим местам очень далеко отстоит от пожеланий самих учащихся. Желания неизбежно подчиняются необходимости, сложившиеся пропорции народного хозяйства жестко «диктуют» свою волю. И если, скажем, какой-то вуз в данном году должен набрать тысячу новых студентов, то их число не изменится от того, что в этот вуз желают поступить две или десять тысяч абитуриентов. Да, перед выпускниками средних общеобразовательных школ тысячи дорог, но желанное место часто можно получить только в соревновании с другими.

За полгода до окончания школы практически все уже мысленно выбрали свое жизненное положение — подавляющее большинство желает быть интеллигентами с высшим образованием и иметь интересную профессию. А вот какую именно выбрать — многие еще не знают. Ведь можно поступить и в тот вуз, и в этот, иметь эту или другую профессию. Социальное положение выбирается раньше профессионального.

Чрезвычайно любопытна и практически важна оценка профессий по престижу.

В нашей анкете было названо 39 профессий. Оценки производились по десятибалльной шкале. Девушки в среднем ставили баллы более щедро. У них шесть профессий получили по семь и более баллов, а восемь — менее чем по три с половиной.

Наиболее престижными оказались следующие профессии:

Профессии — средняя оценка, девушки/юноши

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о Леонардо да Винчи XX века» Александре Леонидовиче Чижевском, о жизни и творчестве Александра Вампилова, беседу с писательницей Викторией Токаревой,  неизвестные факты жизни и творчества Роберта Льюиса Стивенсона, окончание детектива Наталии Солдатовой «Проделки Элен» и многое другое.

 



Виджет Архива Смены

в этом номере

Александр Московка

Спортивный автограф

Давайте объяснимся

Своими соображениями делится композитор Геннадий Гладков