Тайна "Цицерона"

В Гиленсен| опубликовано в номере №873, октябрь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это был один из многих разговоров, в ходе которых Мойзиш пытался раскрыть подлинное лицо своего агента. Но это ему так и не удалось, несмотря на повторные требования Берлина.

В тот вечер шпион получил псевдоним «Цицерон».

Вокруг сообщений, исходивших от «Цицерона», в Берлине развернулась острая борьба. Риббентроп, которому подчинялась разведка министерства иностранных дел, долго не верил в истинность информации «Цицерона». Он не мог себе представить, чтобы тан легко можно было обвести английскую контрразведку.

Но Кальтенбруннер, шеф гестапо и СД, держался другого мнения, и «проблема «Цицерона» еще больше обострила глухое соперничество этих гитлеровских руководителей.

Надо сказать, что значительно более опытный, нежели Риббентроп, посол фон Папен не разделял сомнений своего берлинского начальства. В мемуарах, вышедших после войны, он указывал, что с первого взгляда на доставленные документы понял, что они подлинные.

Между тем пачки денег, которые «Цицерон» хранил под ковром в своей комнате, росли: 30 тысяч, 45 тысяч, 75 тысяч фунтов стерлингов.

Чтобы дать какой-то выход стремлениям скорее насладиться всем тем, что сулило ему богатство, он делал маникюр, регулярно брился у лучшего парикмахера, делал массаж лица. Сшил костюм из лучшего английского материала у дорогого портного и купил золотое кольцо с крупным бриллиантом.

Порой, закрыв дверь и занавесив окно, шпион одевался в новый костюм и долго рассматривал свое изображение в зеркале, любуясь сверканием драгоценного камня, излучавшего сказочный блеск.

Только эти жалкие радости были доступны убогой фантазии нищего духом скоробогача... Часами он мог неподвижно сидеть в своей комнате, как загипнотизированный, глядя на ковер, скрывавший его сокровища.

Спал он плохо. Стал беспокойным, подозрительным. Глаза приобрели лихорадочный блеск. Ему везде чудились агенты английской контрразведки. Каждый день шпион с тревогой вглядывался в лицо посла, пытаясь определить, не стало ли тому что-либо известно о второй, тайной жизни камердинера.

Фотографирование секретных документов стало теперь для «Цицерона» жизненной потребностью. Как старый курильщик опиума с нетерпением ждет момента, когда он вдохнет сладкий яд, так и шпион стремился к британским тайнам, хотя эта работа, как и наркотик, подрывала его нервную систему. Порой шпиону казалось, что он на грани помешательства. Но жажда денег была сильнее. Он снимал все, что попадалось под руку. Немцы не торговались.

...Телеграмма № 1594 из Форейн оффиса на имя посла в Анкаре:

«...Вы должны помнить, что мы обязались при переговорах в Москве, что Турция до конца года вступит в войну...»

В связи с этим сэр Хью отправился на прием к турецкому министру иностранных дел Нуману Мемеджиоглу. Вкрадчивый и двуличный дипломат был германофилом и известным врагом СССР. «Цицерон» вложил в карман фрака хозяина свежий белоснежный носовой платок.

Через два дня он фотографировал телеграмму № 875 в Форейн оффис:

«...Нуман заверил меня, что Турция готова присоединиться, как только будет ясно, что операции на Западе развиваются успешно».

Встречи с Мойзишем происходили теперь в новом мощном лимузине «опель адмирал», специально приобретенном эсэсовцем. Он медленно ехал в назначенный вечерний час по определенной улице, пока не замечал агента. Тогда останавливал машину, предварительно убедившись, что кругом пустынно, и «Цицерон» быстро вскакивал внутрь. Тотчас автомобиль трогался. Некоторое время они кружили по плохо освещенным улицам предместья, чтобы оторваться от возможного преследователя. Только потом автомобиль выезжал на Улус-Майдан, где автомобильное движение было особенно напряженным, и черный «опель» эсэсовца терялся в потоке машин. Затем они вновь выезжали на прямое загородное шоссе. Здесь и наступал решающий момент встречи.

Убедившись, что сзади никого нет, «Цицерон» закуривал сигару. Это было сигналом для Мойзиша, что можно ослабить внимание к внешнему миру. Шпион клал на переднее сиденье рядом с гитлеровцем пленку и брал приготовленный сверток с деньгами. Как обычно, Мойзиш засыпал его вопросами:

— С кем вы работаете?

— Один.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены