Спор со старым

Е Воробьев| опубликовано в номере №327, март 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нам

пить

в грядущем

все соки земли,

как чашу,

мир запрокидывая».

Маяковский отказывает молодым людям даже в самом праве называться молодежью, если они разбазаривают свою юность на попойки, дешевые романы, если они не озабочены переделкой жизни и не добиваются того, «чтобы дни труда были радостны и легки».

Горячо и настойчиво боролся Маяковский с обывательской молью, с мещанской тиной. Он развенчивал гнилые, ничтожные идеалы людей, забившихся в свой малюсенький комнатный мирок, и открывал перед молодежью широкие революционные горизонты.

Он смывал с быта молодежи нестойкие, фальшивые румяна пошлости, властно обрывал струны у всех сочинителей пасторалей, у всех, кто «мандолинит из - под стен», у кого «выбил мысли грохот лирный».

В первые годы нэпа усилилось буржуазное влияние на молодежь; она была менее закалена, более падка на «изячную жизнь». Обыватели, пошляки и «прошляки» вылезали из своих нор, все наглее становилось «мурло мещанина». И понятна колючая настороженность и страстная ненависть поэта, особенно в те годы, к обывателям, к их канареечному уюту.

Свою известную комедию Маяковский озаглавил «Клоп». Клоп здесь - и паразитическое насекомое, которое Пьер Скрипкин привез с собой в будущее, и зловонное олицетворение мещанства. Вот почему обыватель и перерожденец Пьер Скрипкин, «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених», с таким умилением следит, как по стене ползет последний клоп. «Клоп, клопик, клопуля!!!» - нежно взывает обыватель.

В одном из стихотворений Маяковский прямо призывает: «...даешь порошок универсальный, сразу убивающий клопов и обывателей!»

Едва ли не самым живучим и поэтому опасным оказывается «покрытый плесенью старенький - старенький бытик», когда речь идет о любви, о браке, о семье.

В представлении мещанина даже самое высокое понятие «любовь» снижается, сужается, обедняется. Разве благополучное, мирное прозябание двух молодых людей в «уюте бумажных роз» - полноценная любовь?

Настоящая любовь толкает человека на подвиги, с новой энергией пускает в работу «сердца выстывший мотор», зовет дерзать, бороться, изобретать, «рваться в завтра, вперед».

Гениальное выражение эта мысль поэта находит в следующих строчках:

«Любить -

это с простынь,

бессоницей рваных,

срываться,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Большие шаги

Отрывки из повести