Соколы

С Курзенков| опубликовано в номере №690, февраль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из записок военного летчика

Случай в воздухе

Случай этот произошел вскоре после моего поступления в авиационное училище. Стояла необычная для южных мест зима - снежная, морозная. Самолет «Р - 1», пилотируемый летчиком - инструктором Сидоровым, поднялся в воздух. Во второй кабине сидел техник Моторин.

Летчик привел самолет в заданную зону и начал пилотаж. Машина, блестя на солнце крыльями, легко выписывала в голубом небе сложные фигуры. Но вдруг Сидоров ощутил толчок. Самолет клюнул носом.

Сидоров посмотрел вниз: передний амортизатор левой лыжи оборвался. Лыжа под напором встречного воздуха повернулась на оси и замерла вертикально. Посадить самолет в таком положении было невозможно. Что делать? Как поставить лыжу на место? Выход нашел Моторин.

- Товарищ командир, - закричал он на ухо Сидорову, - я закреплюсь ремнями, спущусь на стойку шасси и попытаюсь выправить лыжу! А вы сажайте самолет!

Летчик колебался, но другого выхода не было, и он кивнул головой:

- Давай!

Скорость - сто сорок километров в час. Пронзительный ветер рвал одежду. Лицо нестерпимо кололи ледяные иглы. Моторин осторожно стал на крыло и, цепко держась за стойку, начал спускаться. С большим трудом ему удалось сесть верхом на лыжную ось. Отдохнув немного, он приподнялся и стал выжимать лыжу ногами. Но лыжа не подавалась.

От чрезмерного напряжения кружилась голова, стучала кровь в висках. Еще одно усилие, и, наконец, лыжа, медленно поворачиваясь, стала на место. Окоченевший Моторин еле держался за стойку шасси. А внизу плыло белое поле аэродрома с маленькими темными точками. Самолет шел на посадку.

Вот лыжи бесшумно коснулись снега и шурша заскользили по нему. За хвостом машины клубилась взвихренная белая пыль.

Отстегнув ремни, Сидоров выскочил из кабины и бросился к другу. То, что увидел он, было невероятно: Моторин, словно окаменев, стоял на покатой лыже, обхватив мертвой хваткой шасси. Ремни, которыми он был привязан, свисали с передней кромки крыла. Сидоров понял: ремни оказались коротки, и Моторин отвязал их, иначе ему не удалось бы поставить лыжу на место.

Сидоров хотел помочь товарищу, но в это время руки Моторина разжались, и он повалился на снег. Летчик подхватил своего бесстрашного друга.

За находчивость, выдержку и мужество летчик Сидоров и техник Моторин были удостоены высшей награды - ордена Ленина.

«Сам погибай, а товарища выручай!»

По данным разведки стало известно: на фашистский аэродром Луастари прибыло большое соединение самолетов - бомбардировщиков. Командование приказало нашему авиационному полку уничтожить вражеские машины.

Три группы по шесть самолетов в каждой легли курсом на цель. Летели бреющим полетом. Минут через пятнадцать наши ястребки уже носились над летным полем Луастари, расстреливая вражеские самолеты.

Штурмовой налет прошел удачно. Мы уничтожили много самолетов и военной техники фашистов. Однако до конца задачу выполнить не удалось: не хватило боеприпасов.

Было решено повторить удар. Опять прилетели мы к аэродрому Луастари. Но на этот раз нас встретили и атаковали тридцать шесть «мессершмиттов». Завязался неравный воздушный бой.

В тяжелое, почти безвыходное положение попал молодой летчик Савин, который впервые совершал боевой вылет. Оторвавшись от общей группы, он подвергся нападению вражеских истребителей. «Мессеры» стали прижимать его к сопкам. Это заметил командир эскадрильи Алексей Шведов. Не раздумывая, он бросился на помощь. Набрав предельную скорость, Шведов пошел наперерез вражеским машинам и отсек их от Савина. Истребитель Шведова, как щит, прикрыл товарища, приняв на себя ливень огненных струй.

Трассы ударили в мотор, и самолет начал падать в ущелье, недалеко от вражеского аэродрома. Шведов уцелел чудом. Тяжело раненный, он выбрался из разбитого самолета, рассовал по карманам бортпаек, достал из фюзеляжа лыжи и поспешил уйти в сопки. Алексей Шведов шел на восток. Только спустя несколько часов, далеко от вражеского аэродрома, он сделал остановку и перевязал раны.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На шестом материке

Дневник арктической экспедиции