Позывные «Союза»

Андрей Стрельников| опубликовано в номере №1228, июль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нет сомнений, каждая крупная стройка имеет собственные, неповторимые черты. У каждой свои особенности, своя биография, свои подвиги и свои проблемы. Но все же, когда идет речь о нашей стройке, невозможно не подчеркнуть ее уникальность. И есть на то веские причины.

Прежде всего масштабы... Оренбургское газоконденсатное месторождение, открытое геологами в 1966 году на левом берегу Урала, академик Н. Н. Некрасов назвал «жемчужиной в газовом ожерелье месторождений страны». До 45 миллиардов кубических метров может быть доведена добыча. Производительность газопровода «Союз» (Оренбург – Западная граница СССР) – 28 миллиардов кубометров. Его протяженность – 2750 километров. Диаметр труб – 1420 миллиметров. Таковы впечатляющие «анкетные данные» нашего «Союза».

Это что касается масштабов. Но главная, ключевая специфика стройки определяется, как известно, тем, что участвуют в ней, кроме Советского Союза, шесть стран социалистического содружества. СССР осуществляет комплекс работ по добыче, переработке и подготовке природного газа к транспортировке. Болгария, Венгрия, ГДР, Польша и Чехословакия сооружают своими силами и средствами объекты магистрали. Румыния выделяет валютные средства на закупку оборудования для газоперерабатывающего завода. Подписанное в июне 1974 года Генеральное соглашение расценивается нашими партиями и правительствами как качественно новый этап в развитии экономического сотрудничества стран социализма. Итак, гигантский газопровод, который сооружается многотысячным интернациональным коллективом... Прибавим к этому, что Ленинский комсомол и братские молодежные союзы социалистических стран объявили стройку ударным объектом первостепенной важности. Так что вдвойне символично: газопровод «Союз» вступает в строй в год комсомольского съезда, в год 60-летия ВЛКСМ.

...Когда из космоса раздались позывные космического корабля «Союз-28», пилотируемого международным экипажем в составе командира корабля Алексея Губарева и космонавта-исследователя, гражданина ЧССР Владимира Ремека, в чехословацком городке строителей в Палласовке состоялся митинг. «Позывные космического «Союза» и позывные нашего земного «Союза» – «Дружба!» – эти слова прозвучали в одном из выступлений.

Читателям «Смены», быть может, запомнились имена молодых чехословацких и советских строителей, которые трудятся и соревнуются здесь, в заволжской степи (репортаж «Твое дерево в Палласовке», № 23 за 1977 год). Так вот, новости у них отличные... Молодежная бригада Павла Стеглика план 1977 года выполнила к 25 октября. Ребята награждены вымпелом ЦК ВЛКСМ. Сам Павел удостоен Почетной грамоты ЦК ВЛКСМ. Из Праги пришла еще одна радостная весть: по итогам социалистического соревнования среди молодежи Павел Стеглик завоевал право поехать делегатом Чехословакии на XI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гаване. А Сережа Максимов, комсорг бригады Ивана Шамбера, соревнующейся со стегликовцами, стал в нынешнем году лауреатом премии Ленинского комсомола...

«Смена» писала о деревьях, посаженных в Палласовке. Могу сообщить, что по всей трассе, на каждом ее участке появились аллеи и парки дружбы. Их взяли под свое шефство комсомольские организации районов, городов, областей...

На стройке прочно утвердился повседневный товарищеский обмен опытом. Приведу такой пример... Сварщикам из ГДР впервые пришлось иметь дело с трубой такого крупного диаметра, и производительность труда была у них вначале в два раза ниже, чем у советских сварщиков. Наши специалисты научили своих немецких коллег всему, что умели сами. А водители из ГДР, работающие на КрАЗах, придумав некоторые усовершенствования, которые помогли улучшить «деловые качества» машин, охотно поделились ими с советскими водителями.

Интересной формой работы зарекомендовал себя «Дневник времени», предложенный немецкими друзьями. Туда записываются потери времени, трудности при выполнении дневного плана и т. д. Затем совместно с другими бригадами проводится анализ этих записей, выявляются причины недостатков. Во всех 119 молодежных бригадах, где ведут «Дневник времени», было достигнуто заметное повышение производительности труда.

На великую стройку СЭВ братские молодежные союзы направили лучших молодых рабочих и специалистов. Многим из них предстоит на родине учеба, ответственная работа. Мы считаем важным ознакомить друзей с опытом комсомольских организаций в Советском Союзе, с экономическими, социальными, культурными достижениями нашего народа. Скажем, на польском участке газопровода райкомы ЛКСМ Украины регулярно проводят совместные семинары, обсуждая формы и методы организационной, массово-политической работы, вопросы интернационального и военно-патриотического воспитания. Около 700 молодых польских рабочих – передовиков производства приняли участие в походах и экскурсиях по местам боевой, трудовой и революционной славы советского народа, посетив города-герои Москву, Киев, Одессу, побывав в Ворошиловграде, Краснодоне, в памятных местах Харьковщины.

Социалистическая интеграция в действии – так по справедливости оценивают нашу стройку. Мы считаем особенно важным, чтобы все аспекты интеграции – экономические, политические, нравственные – выступали в едином комплексе. «Беседы об Октябре» – так называются встречи членов Союза свободной немецкой молодежи с ветеранами революции, героями войны, делегатами XXV съезда КПСС... Участие молодых венгерских строителей в Ленинском субботнике... Изучение русского языка в группах польских рабочих... Конкурсы профессионального мастерства с участием советских и чехословацких строителей... Социалистическое соревнование комсомольско-молодежных коллективов советских и болгарских строителей... Совместные обязательства в честь 60-летия ВЛКСМ... Она многообразна и содержательна, хроника жизни и труда на газопроводе. Ее главная примета – интернационализм.

...Пройдет несколько месяцев, и мы станем говорить о стройке в прошедшем времени. Разъедутся по разным адресам ее труженики и герои, увозя с собой учрежденную исполкомом СЭВ медаль «За строительство магистрального газопровода «Союз», увозя с собой память о днях, месяцах, годах работы и дружбы. И как бы ни пролегли пути каждого, не забыть эту стройку – грандиозную, сложную, радостную.

Доброй работы, «Союз»!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

 

В 5-м номере читайте о «первом американце в Красной армии»  Никласе Григорьевиче Бурлаке, о загадочной четвертой дочери Ярослава Мудрого, о буйном  поэте-футуристе и таком же художнике, одном из первых русских авиаторов Василии Каменском,  о тайнах средневековой крепости Копорье, окончание детектива Елены Колчак «Не будите спящую собаку» и многое другое

 

Виджет Архива Смены

самое обсуждаемое