Последнее письмо Диего Риверы

М Долинский, С Черток| опубликовано в номере №768, май 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

За одним из столиков парижского кафе «Ротонда» сидели Илья Эренбург и известный петербургский мастер художественной фотографии Мирон Шерлинг. Вдруг к их столику подошел высокий чернобородый мужчина лет тридцати.

- Познакомьтесь, - сказал Эренбург своему собеседнику, - мексиканский художник Диего Ривера.

На другой день, 14 июля, они втроем поехали в Версаль по случаю национального праздника Франции. А до этого, утром, Шерлинг пришел в мастерскую Риверы и сфотографировал его. Но отдать портрет художнику он так и не успел: 1 августа началась первая мировая война, и надо было спешно возвращаться в Россию.

Шли годы. Диего вернулся в Мексику. Он стал крупнейшим живописцем, одним из создателей нового направления в мексиканском изобразительном искусстве, выражающем идеи свободы и братства людей». Его творчество получило широкое признание во всем мире. Художник стал известен еще и как общественный деятель, активный борец за мир.

Во время одного из своих приездов в СССР Диего Ривера встретился на художественной выставке в Москве с Мироном Шерлингом. Старые знакомые разговорились, долго вспоминали о парижской встрече. В конце беседы художник поинтересовался своим портретом. Но найти негатив фотографу тогда не удалось.

... Мы познакомились с М. А. Шерлингом летом позапрошлого года. Он и рассказал нам историю портрета Диего Риверы. Снимок мы искали втроем, перерыв сотни негативов. Наконец поиски увенчались успехом. Вскоре мы отправили в Мексику снимок, сделанный сорок три года назад Ответ пришел чуть ли не через две недели. Вот это письмо Диего Риверы:

«Я благодарю вас за присылку моих фотографий, сделанных русским фотохудожником Мироном Шерлингом. Насколько я помню, он снимал меня в моем ателье в Париже - после того, как нас познакомил мой большой друг Илья Эренбург.

Я не удивляюсь, что Шерлинг стал одним из знаменитых советских фотопортретистов.

Я сохранил живые воспоминания о молодом человеке, полном темперамента, каким он был тогда, о его большой наблюдательности, о многочисленных вариантах композиций, которые он придумывал, прежде чем начать съемку. Он все делал так, как делают художники, приступающие к созданию портрета...

Примите мои самые искренние приветствия.

Диего Ривера».

Это письмо датировано 17 октября 1957 года. Получили мы его в начале ноября и, само собой разумеется, прочитали Шерлингу. Он был очень доволен и решил отпечатать портрет Риверы большим форматом, чтобы послать его в подарок художнику. Но осуществить это старому фотографу не удалось: вскоре он неожиданно умер. А через несколько дней человечество узнало о том, что в городе Мехико в возрасте семидесяти лет скончался один из крупнейших художников наших дней, президент Мексикано-Русского института культурного обмена, коммунист Диего Мария Ривера. Его письмо было последним письмом художника в Советский Союз.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены