Подводные лодки

Б Лобач Жученко| опубликовано в номере №3, Февраль 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Жюль Верн в своей увлекательной книге «Восемьдесят тысяч верст под водой» дал замечательную, хотя и фантастическую картину путешествия на подводном судне по беспредельным равнинам океана в его таинственных недрах.

Теперь из фантазии талантливого романиста подводное судно превратилось в реальный факт, в грозное оружие морской войны, в специальный отдел военных флотов всех стран. Поэтому знакомство с этого рода судами, совершенно обособленными, со многими оригинальными и особенными чертами их устройства и действия представляет очень много интересного и поучительного.

История подводной лодки начинается с довольно отдаленного времени, так как пытливый человеческий ум, не довольствуясь покорением водной стихии всего земного шара, уже давно настойчиво стремился с одной стороны проникнуть в самую пучину океана, с другой же - создать новое оружие для морской войны. Первые попытки подводного плавания относятся к XVII веку. Изобретатель термометра, голландец Ван-Дроббель построил подводную лодку, показанную им в действии английскому королю Иакову I; на этой лодке были средства для удаления испорченного дыханием воздуха и замены его свежим, но, к сожалению, не сохранилось никакого письменного описания этой подводной лодки; по всей вероятности, она приводилась в движение веслами.

В 1774 году американец Бушнель построил подводную лодку «Черепаха» с достаточно крепким корпусом, на которой он производил успешные погружения под воду, но попытки во время войны с Англией подвести мину под дно неприятельского судна - не удались. Лодка приводилась в движение гребным винтом, вращаемым в ручную.

Позднее, француз Божене в 1780 г. и Фультон - изобретатель парохода, также много трудились над постройкой подводной лодки.

В 1801 г. Фультон в Бресте, на построенном им судне с несколькими приглашенными лицами опустился под воду на 5 фут. глубины, пробыл в темноте на этой глубине полчаса, снова поднялся, запасся свечами и опять спустился. Но быстрое поглощение кислорода горением свечей заставило его снова быстро подняться на поверхность.

Фультон снабдил свою подводную лодку двигателем, действовавшим в ручную и дававшим лодке скорость до 2-х верст в час.

Фультон также производил свои опыты в Англии. Ему удалось на своей лодке подвести мину под старый корабль и взорвать его на воздух.

Однако, это возбудило недовольство в правящих английских кругах, где считали, что Англия, как обладающая самым сильным флотом в мире, не нуждается в подобном роде оружия; сделать же его достоянием других стран - опасно.

Говорят, что Фультону было предложено уничтожить свое изобретение и приборы, но он с негодованием отказался и уехал в Америку.

Между прочим, Жюль Верн, для своего фантастического подводного судна «Наутилус», заимствовал название у подводной лодки Фультона.

Это были все малоудачные опыты.

Только в 1856 г. германский артиллерийский офицер Бауэр построил подводную лодку, заслуживающую известного внимания.

Лодка (4 сажени длины, одна сажень ширины) приводилась в действие гребным винтом, получавшим движение посредством зубчатой передачи от двух колес с рукоятками, которые вертели матросы.

При одном из спусков лодка стала под водой вертикально. Команда, после шести часового пребывания между жизнью и смертью была спасена через люк, а лодка так и осталась на дне до 1884 года.

После этого, Бауэр безуспешно обращался к германскому, австрийскому, английскому и американскому правительствам с просьбой использовать его изобретение и отпустить деньги на постройку новой подводной лодки. Наконец. Российское правительство оказало Бауэру содействие, и в 1865 году он построил в Ленинграде подводную лодку, водоизмещением в 47 тонн; на этой лодке русские моряки совершили 134 погружения, но дальнейшего распространения подводная лодка Бауэра не получила.

Во время гражданской войны в Северо-Американских Соединенных Штатах появилось несколько изобретений подводных лодок и некоторые из них даже участвовали в войне. Так южане, во время войны пользовались подводными лодками Аунлея, выстроенными из котельного железа, длиной в 5 сажень, а шириной всего в полтора аршина. В этом плавучем гробу помещалось 9 человек: 8 - руками приводили в движение винт, а девятый управлял лодкой; лодка под водой имела скорость 4 узла (7 верст в час) и была вооружена минами для прикрепления их под дном неприятельского судна, стоящего на якоре.

Южане прозвали эти лодки «Давидами», потому что они были предназначены сражаться с «Голиафами» - броненосцами северян.

Самого изобретателя и строителя Аунлей постигла печальная учесть. Он погиб при испытаниях первой построенной им лодки. При первой пробе лодка затонула с матросами, спасся лишь командир, находившийся на верхней площадке. Лодка была поднята и при второй пробе опять затонула, командиру удалось и на этот раз спастись вместе с двумя матросами; лодку же вновь подняли. Наконец, в третий раз лодка опять потонула и, погибли все: командир, Аунлей и матросы. Тем не менее лодку подняли в третий раз и тогда она взорвала неприятельский адмиральский корабль, атаковав его миной; и лодка, и корабль при этом погибли со своими командами.

После американской войны является целый ряд изобретателей и осуществленных проектов подводных лодок; среди изобретателей был русский гражданин - Джевекций, работавший над своей лодкой 20 лет (с 1876 по 1896 г.) и получивший за нее первую премию на конкурсе подводных лодок, устроенном во Франции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены