О смысле шахмат

Эм Ласкер| опубликовано в номере №3, февраль 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Единственный, разреш. автором, перевод Нейштадта

Шахматы зародились в Азии, в той стране, которая подарила человечеству столь много прекрасных глубоких идей. Предание гласит, что некий министр, воспитатель персидского принца, изобрел шахматы для того, чтобы будущий король, забавляясь, обучался военному искусству. Уже внешние элементы игры ясно показывают намерение изобретателя - дать представление о такой военной игре. которую и поныне ведут наши стратеги. Но часто бывает, что результаты изобретения, превосходят намерения изобретателя и мне думается, что это как раз и случилось с изобретателем шахмат. Ибо смысл игры гораздо глубже, чем позволяло предполагать первоначальное намерение.

Опуская всю древнюю историю шахмат. я хочу рассказать о развитии шахмат за последнее столетие. Здесь ясно намечаются три периода, в которых шахматное мышление отличается совершенно своеобразным характером.

В первом периоде - выигрыш партии рассматривали, как некий факт, который обретает существование, но который не поддается объяснению, как это часто бывает и в жизни. Например: в лотерее выигрывает какой-нибудь номер, но почему именно этот - неизвестно. Филидор и следующие за ним (в течение примерно 50 лет) аналитики создали целую литературу, большое количество книг и журналов, в которых описывались лишь такие конкретные факты. И эти аналитики думали, по видимому, что если король получает мат в какой-нибудь позиции, а в другой позиции. очень похожей на бывшую, он находит единственное поле, дающее ему спасение, то это есть явление мистическое.

Затем наступает второй период, когда зарождается идея, что объяснение этим фактам нужно искать в мощи разума - выигрывают не фигуры, но искусство мастера. Это был период комбинационной игры. Тогда Андерсен сыграл свою бессмертную партию, дав мат четырежды сильнейшему войску противника.

И вот появляется великий шахматный мыслитель Стейниц, положивший начало третьему периоду. Он нашел логическое начало в шахматах, то логическое начало, которое объясняет и факты выигрыша и комбинации из характера позиции. Среди бесчисленных возможностей в шахматной игре, Стейниц обрел настоящий путь, благодаря своему методу. Этот метод заключается в том, как нужно искать. Он не дает результатов, но он учит находить и открывать.

Мне кажется, что это развитие шахматного мышления уясняет смысл нашей игры, ибо в жизни мы сталкиваемся с теми же явлениями, что и в шахматах. В жизни все время приходится бороться с кознями, окружающих нас, неодушевленных предметов напр.: испортилось вдруг электрическое освещение, упала и разбилась чашка, сгорел дом. В жизни постоянно приходится бороться: в судебных процессах, в оспаривании различных воззрений-политических. торговых или экономических.

Тот, кто углубится в эту проблему жизненной борьбы, тот должен будет сам преодолеть три периода, какие наблюдаются в шахматном развитии за последнее столетие: период фактов, период оценки человеческого разума, способного комбинировать и, наконец, период мотивировки всех фактов. И в этом - смысл и значение шахмат, Они готовят не только к войне, как хотел персидский изобретатель, но к жизни во всей ее полноте. Шахматные мыслители осветили проблему жизни. Они облекли глубочайшие мысли в легко охватываемые символы, которые, как мне кажется, в одно прекрасное время будут в полной мере признаны миром.

В самом недалеком будущем метод Стейница, более обобщенный, явится таким же орудием в духовной сокровищнице людей, как и геометрия Евклида.

Мне очень приятно выразить эту надежду здесь, ибо я думаю, что именно Россия сделает общим достоянием масс те значительные идеи, о которых я говорил. У меня есть для этого определенные основания. Здесь я вижу огромную энергию, огромную веру, когда отдаются работе, когда что-либо ищут, не зная - удастся ли это.

Как описать мне это чувство. Это - вера в истину, вера в назначение человека.

И вот: Россия богата людьми и именно этого рода.

Я встречал кое-где и в Европе молодежь, охваченную желанием стать исследователями теории этой борьбы.

Но я думаю, что именно в России - люди, охваченные желанием приложить к жизни ту теорию борьбы, которая частично разрабатывается пока лишь в шахматах - по великим принципам Стейница.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Тяга

Рассказ