Образы Чехова на экране

И Маневич| опубликовано в номере №411, июль 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чехов - великий художник слова, чей талант так высоко ценили Лев Толстой и Максим Горький, - конечно, не мог не привлечь к себе внимания мастеров кино. Увидеть чеховские образы на экране стремились и миллионы читателей его произведений.

Ещё в дореволюционной кинематографии делались попытки поставить фильмы по рассказам А. П. Чехова. Экранизировались «Шведская спичка», «Драма на охоте», «Попрыгунья». «Рассказ неизвестного человека». Но эти фильмы ни в какой мере не показывали подлинного Чехова. Это были бледные копии, лишённые красок и прелести оригинала.

Первым советским фильмом по произведениям Чехова была «Каштанка», экранизированная в 1926 году. Годом позже, к 25 - летию со дня смерти писателя, была выпущена специальная программа - фильм «Чины и люди». Обе эти картины были немые.

Фильм «Чины и люди», поставленный крупным мастером и постановщиком ряда больших русских фильмов по произведениям классиков Я. А. Протазановым, включал три рассказа Чехова: «Анна на шее», «Смерть чиновника» и «Хамелеон». Сценарий фильма, написанный Протазановым при участии исследователя творчества Чехова Юрия Соболева, бережно сохранял смысл и содержание этих рассказов, близких друг к другу по теме, тонко и глубоко показывавших угнетение человека, уничтожение человеческого достоинства.

Центральное место в программе занимала «Анна на шее». Это был законченный фильм в четырёх частях. М. Тарханов, исполнявший роль Модеста Алексеича, Н. Станицын (помещик Артынов) и молодая актриса Стрельцова создали интересные образы. «Смерть чиновника», маленькая киноновелла в одной части, была сыграна И. Москвиным (Червяков), Н. Ершовым (Брызжалов) необычайно искренно и убедительно. В целом фильм явился интересным образцом экранизации классического произведения.

С появлением звукового кино режиссёры вновь берутся за экранизацию чеховского литературного наследства. В 1937 году появляются фильмы «Маска», «Налим», «Хирургия», «Медведь».

«Медведь» был наиболее удачным фильмом этого периода. Постановщик фильма молодой режиссёр И. Анненский, впервые дебютировавший в кино, подошёл чрезвычайно бережно к чеховскому тексту. Успеху чеховского водевиля в кино способствовал необычайно удачный подбор актёров: М. Жаров (Смирнов), О. Андровская (Попова) и И. Пельтцер (слуга).

Необходимо также упомянуть об экранизации чеховского рассказа «Злоумышленник», вошедшего в «Концерт на экране». Этот фильм, в котором И. М. Москвин исполнял одновременно две роли - следователя и «злоумышленника», несомненно, был удачен.

Рассказ «Человек в футляре» принадлежит к лучшим творениям чеховского гения. Этот рассказ также, был экранизирован. Роль Беликова сыграл Н. Хмелёв. Фильм «Человек в футляре», несмотря на ряд существенных недостатков, воссоздал центральный образ рассказа и атмосферу, в которой жил Беликов.

К 40 - летию со дня смерти А. П. Чехова советская кинематография выпустила два юбилейных фильма: «Свадьба» в постановке И. Анненского и «Юбилей» в постановке В. Петрова.

Фильм «Свадьба» поставлен по одноимённому чеховскому водевилю с привнесением некоторых мотивов из рассказов «Свадьба с генералом» и «Жених и папенька».

Плодотворно поработал над чеховской шуткой «Юбилей» крупнейший мастер советской кинематографии Вл. Петров. Постановщик «Грозы», прекрасно понявший и воплотивший на экране Островского, он передал чеховский рассказ - шутку, сохранив его комедийность, веселье. Актёры О. Андровская, Топорков, Н. Станицын с большим мастерством и выдумкой сыграли смешные чеховские персонажи.

Чеховские фильмы пользуются огромной любовью зрителей. Сила их велика, потому что в них отражено богатство - чеховского творчества, потому что в них живёт и играет неистощимый чеховский юмор. Ещё многие замечательные произведения великого русского писателя ждут воспроизведения на экране.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Юмор Чехова

Новая работа Э. Каминки