Братья Чеховы

А Дерман| опубликовано в номере №411, июль 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Литература, посвященная описанию жизни и анализу творчества Чехова, велика. Десятки, если не сотни людей оставили нам свои личные воспоминания об Антоне Павловиче. О его детских годах, юности и зрелом возрасте мы знаем немало. Но о некоторых чертах его биографии, в взглядах Чехова на воспитание, мы узнаём от него самого, из нескольких строк его частного письма. На тридцатом году своей жизни, уже завоевав известность в литературе, Чехов писал, обращаясь к одному из своих приятелей:

«Напишите - ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...»

Эту упорную работу самовоспитания вёл и сам Чехов, искореняя в себе, в своей психологии, в своих взглядах и навыках, следы воспитания в мещанской семье. И эта работа, эта борьба, прошла через всю жизнь Чехова и через всё его творчество. Когда он в бесконечной цепи своих произведений, начиная с написанного в студенческие годы крошечного рассказа «Смерть чиновника» и кончая последним своим произведением «Невеста», законченным за несколько месяцев до смерти, изображает то с язвительной насмешкой, то с гневом, то с тоской и брезгливостью разного рода жалких обывателей, всякую минуту готовых унизить в себе и в других человеческое достоинство, то это всё та же борьба с рабством. Подхалимство, чванство, угодливость, хамелеонство, пресмыкательство, заячья трусость, надменность, грубость, пошлость, ограниченность интересов - всё это и многое другое, что не уставал клеймить Чехов, - различные маски одного и того же зла - рабства и духовного мещанства.

Вёл эту борьбу Чехов и в своей собственной семье. Соответствующие материалы его биографии представляют совершенно исключительный интерес, рисуя одновременно и атмосферу, в которой воспитался будущий писатель, и тот процесс «выдавливания по каплям раба», о котором он говорит в приведённых выше строках.

Уже первое письмо Чехова, которое мы знаем, написанное шестиклассником Антошей в ответ своему младшему брату Мише, с поразительной для шестнадцатилетнего мальчика ясностью и резкостью ставит центральный для всей жизни и творчества Чехова вопрос о человеческом достоинстве. «Почерк у тебя хорош, - пишет он, - и во всём письме я не нашёл у тебя ни единой грамматической ошибки. Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество своё сознаёшь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед богом, пожалуй, пред умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность».

Здесь прекрасный урок уважения человеческого достоинства даёт старший брат младшему. Но такой же урок дан был гимназистом Антоном своему старшему брату, студенту Александру. В январе 1886 года, поздравляя в письме Антона Павловича с рождением и именинами, Александр, между прочим, вспоминает, как десять лет назад Антон, учившийся в Таганроге, приезжал на праздники к семье в Москву: «Помню, как мы вместе шли, кажется, по Знаменке... Я был в цилиндре и старался как можно более, будучи студентом, выиграть в твоих глазах. Для меня было по тогдашнему возрасту важно ознаменовать себя чем - нибудь перед тобою. Я рыгнул какой - то старухе прямо в лицо. Но это не произвело на тебя того впечатления, какого я ждал. Этот поступок покоробил тебя. Ты с сдержанным упрёком сказал мне: «Ты всё ещё такой же ашара (бездельник, хулиган), как и был».

По поводу этого «сдержанного упрёка» Александр Чехов добавляет: «Я не понял тогда и принял это за похвалу». Это замечание свидетельствует как о культурном уровне Александра, так и о том, что гимназист Антон уже его перерос. Совершенно несомненно, что в нём уже происходила та работа самосознания и самовоспитания, о которой мы говорили выше. В скором времени судьба поставила его в положение морального руководителя всей семьи, и тут это обнаружилось с полной ясностью.

В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, он переехал в Москву и поступил в университет. К тому времени отец его, человек крутого нрава и сильной воли, но до мозга костей мещанин, определявший весь строй жизни семьи, фактически отделился от неё и домой являлся только на праздники. Брат Александр также проживал отдельно. Девятнадцатилетний студент - первокурсник Антон сделался главой большой семьи, испытывавшей, вдобавок, большую материальную нужду.

Его младший брат, Михаил, в противоположность старшему Александру, в своих воспоминаниях всегда склонен был несколько умалчивать о тёмных сторонах в укладе чеховской семьи. Тем не менее он в таких выражениях характеризует перемену, которая произошла, когда Антон Павлович сменил отца в роли главы: «Воля Антона сделалась доминирующей. В нашей семье появились вдруг неизвестные мне дотоле резкие, отрывочные замечания: «Это неправда», «Нужно быть справедливым», «Не надо лгать» и т. д.

Здесь уже намечены те основные моральные принципы Чехова, которым он остался верен до конца своей жизни, которые прошли красной нитью через всё его творчество, наложив на него отпечаток исключительной красоты и чистоты, и придали самой личности писателя её покоряющую обаятельность. Отвращение к лжи и насилию, стремление к правде и справедливости в области человеческих отношений - вот те принципы, которыми руководился Чехов.

Сохранившиеся письма Антона Павловича к братьям являются поистине драгоценным материалом при изучении этических воззрений великого писателя, особенно письма к старшим братьям - Николаю и Александру.

Николай Чехов был художник, одарённый громадным талантом. Но беспорядочная жизнь, привычки богемной среды, привитые ему с юности, и слабохарактерность помешали этому таланту развернуться во всю ширь, а чахотка оборвала его жизнь на тридцатом году. Антон Павлович любил его едва ли не больше всех других братьев и глубоко скорбел, наблюдая, как он легко сбивается с пути. В 1886 году он обратился к нему с замечательным письмом, в котором писал:

«Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением... Ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, не злопамятен, доверчив... Ты одарён свыше тем, чего нет у других у тебя талант... Недостаток же у тебя только один... Это - твоя крайняя невоспитанность... Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде нужно быть известным образом воспитанным... Талант занёс тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от неё... Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах у рейнскового погреба на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно».

И далее Чехов развёртывает по пунктам целую программу условий, которым должны удовлетворять воспитанные люди. Приводим её с сокращениями:

«1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они ночей не спят, чтобы... платить за братьев - студентов, одевать мать.

3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или «Я разменялся на мелкую монету!» - потому что всё это бьёт на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями... Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!»... Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Великий русский писатель

К 40 - летию со дня смерти А.П. Чехова