О чем не знает зритель

П Смирнов| опубликовано в номере №522, февраль 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

В залах музея вы видите картины великих мастеров живописи, любуетесь скульптурой. Вы украшаете стены своих комнат репродукциями с любимых произведений, ходите в театры и восхищаетесь оформлением спектаклей и, наконец, чаще всего посещаете кино. Почти у каждого из вас есть свой любимый герой и фильм, оставивший в памяти неизгладимый след своим глубоким содержанием, волнующими образами, созданными замечательными советскими артистами. Многих из вас захватывают сцены крушений, пожаров, морских бурь и горных обвалов, фронтовых боёв и трагедий подводного мира. Но вряд ли кто вспомнит при этом хотя бы одну фамилию кропотливых энтузиастов - творцов этих волнующих кадров. В отличие от других художников они работают сухими красками, смешанными с опилками песком и другими материалами. Мастеров комбинированных съёмок немного. Их творчество вы не встретите ни в одном музее, ни на одной выставке. Это кино-макеты Они живут, словно мотыльки, всего несколько часов, дней, рождаясь мгновенно, и погибают после съёмки, разрушенные рабочими-постановщиками.

Производственные возможности комбинированных съёмок огромны. Их умелое применение освобождает студии от строительства дорогостоящих декораций и даёт разительную экономию государственных средств, создавая при этом максимальный эффект. Каких бы колоссальных затрат потребовали сцены потопления кораблей в фильме «Адмирал Нахимов» или подрыв железнодорожного эшелона на мосту в «Молодой гвардии» и других знакомых нам картинах! Любой сценарный сюжет, любая мечта режиссёра, оператора, художника могут быть осуществлены посредством комбинированной съёмки.

Работа художника комбинированной съёмки настолько многообразна, требует изобретательности и такой творческой фантазии и артистичности, что описать её вряд ли возможно.

Я не буду перечислять все виды комбинированных съёмок: их масса. В этой области неутомимо работают многие энтузиасты этого дела. Мне хочется сказать здесь о работах художников братьев И. и В. Никитченко, успехи которых не раз изумляли нашего зрителя. Ещё свежи в памяти волнующие кадры боёв из фильма «Третий удар», а на экранах мы вновь видим их творчество в «Молодой гвардии». Они разработали метод, позволяющий по-новому решать целый ряд трюковых съёмок, считавшихся до сих пор невыполнимыми.

Интересный эффект в экспериментальных работах был достигнут также и оператором А. Кудрявцевым. Он заключался в соединении в одном кадре невидимого глазом мира (микроцейтрайферная съёмка) с актёром. Снимая в нужном ритме невидимых «страшилищ», сказочно красивую кристаллизацию солей, в окружение которых попадает человек, я уверен, что ни один учёный. увидевший на экране такой фантастический фильм, не будет в состоянии определить происхождение этих гигантов.

Но вот перед вами открытое южное море. Прогуливаясь по берегу, вы останавливаетесь около группы людей. Вас заинтересовала их суетливость, и вы подходите ближе. На невысоком пригорке, освещенном ярким солнцем, стоит светлая модель самолёта. Рядом с ней возятся два проворных человека, вращая за ниточки игрушечные пропеллеры. Этим «деткам», играющим в самолётики, обоим вместе на вид не менее шестидесяти лет. Вдали, метрах в пятидесяти, на помосте, прохаживается человек, одетый в тёплый, явно не по сезону, костюм. Наконец, вы видите камеру и догадываетесь, что это киносъёмка. Вы заглянули в раскрытую книгу и прочли: «Кадр 211. На затерянный в море островок садится самолёт. К нему бегут люди. На крыле самолёта появляется пилот...».

Вы запасаетесь терпеньем и ждёте. После пятой репетиции раздаётся долгожданная команда: «Начали... камера!...» Заработали пропеллеры, и модель, ведомая за тоненькие проволочки, останавливается и разворачивается...

«Так, хорошо!... - одобряюще кричит в рупор режиссёр. - Выходит пилот... побежали люди!...» За всем происходящим зорким глазом наблюдает в лупу аппарата невозмутимый оператор. Но вдруг его спокойствие нарушается, и он резко кричит: «Он режется!...»

Вы невольно ищете глазами у пилота нож и не находите. Актёр спокойно продолжает идти по помосту на верный зарез... Дело в том, что «резаться» на киноязыке значит уйти из поля зрения объектива. «Стоп! Ещё один дубль!» - со вздохом явного недовольства произнёс режиссёр, вытирая со лба обильно выступивший пот.

Видимый вами кадр был построен по принципу перспективного совмещения. Земля под моделью самолёта была обработана сухими красками, убраны крупные камни, нарушающие масштаб, чем и достигнуто полное слияние с общим планом.

Фюзеляж самолёта перекрывал вышку, на которой ходил актёр, и таким образом, благодаря оптическим свойствам объектива и резкости первого и последующих планов, был достигнут необходимый эффект.

* * *

Теперь вы опуститесь на морское дно. Но не бойтесь. Для этого не потребуется надевать водолазного скафандра или забираться в подводный колокол. Вы открываете дверь и входите в обыкновенную комнату, заставленную большими столами, на которых рядами стоят аквариумы. Они разных величин, я самый большой из них не превышает метра. Вокруг них горят небольшие прожектора. В «подводных» съёмках основную роль играет внутримакетный свет, дающий возможность создать интересное световое решение кадра. Здесь вы опять встречаете художника, работающего сухими красками. Каждый аквариум с последующим соединён песком, камнями и сухими водорослями, укреплёнными на ниточках. Вы заглядываете в переднее стекло первого аквариума и теряетесь: горизонт бесконечен. Вы не можете определить, в каком из аквариумов лежит видимый предмет. Заходите сбоку, и, оказывается, то, чем вы любовались, находится даже не в воде. Вода вас обманывает.

В другой половине комнаты стоят четыре аквариума. Между ними и целлулоидным транспарантным фоном лежит «затонувший» корабль. Впереди, по столу, проложены рельсы. Здесь производится съёмка большой панорамы чарующего подводного царства. В аквариумах плавают рыбы разных размеров. В первых аквариумах рыбки крупнее, чем в последующих.

Этим достигается масштабное соотношение, создающее иллюзию большой глубины.

Вы устали, но всё же решили зайти и в ателье. Здесь перед вашим взором возникает необычный пейзаж. Суровые, неприступные скалы, покосившиеся на бок деревья, и совсем около вас на курьих ножках приютился крохотный домик. Всё честь-честью: из трубы идёт дымок, а перед окнами ветхий забор. Домик отделан с любовью макетчиками, со всеми художественно-бытовыми деталями. Но только у этого домика всего одна десятая натуральной величины.

У осветительных приборов снуют в комбинезонах люди. Вверху, над скалой, нависли ящики с большими лотками, куда рабочие павильона поднимают землю, песок и камни. Это «заряжается» горный обвал. Оператор суетится у съёмочной камеры, делая последнюю проверку.

«У нас готово!» - кричит один из рабочих откуда-то сверху.

Раздаётся свисток, и ателье озаряется морем света.

«Прибавить на скалу солнца!» - приказывает оператор. И всемогущий осветитель делает невозможное в природе: прибавляет солнечного света, направляя мощный луч прожектора в указанное место. «Приготовились... камера... камни!» - кричит режиссёр. По склонам скал закувыркались камни, вырывая с корнем деревья, поднимая пыль. Вырвался бурный поток и смыл крохотный домик.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены