Начало революционной деятельности Ленина

опубликовано в номере №867, июль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из материалов первого тома «Истории Коммунистической партии Советского Союза» в шести томах, подготовляемой к изданию Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Владимир Ильич Ульянов [Ленин], вступивший на арену общественно-политической деятельности в конце 80 — начале 90-х годов прошлого века, представлял новое поколение русских марксистов. Его мировоззрение формировалось в тот период, когда в освободительном движении России складывалось социал-демократическое направление. Вся обстановка революционной борьбы отличалась от условий, в которых первое поколение русских социал-демократов во главе с Плехановым долго и мучительно искало свой путь.

Капиталистические отношения в стране стали более зрелыми, классовые противоречия обострились. Марксистская идеология завоевала господствующее положение в западноевропейском рабочем движении и начала распространяться в России. Первые попытки применения теории марксизма к русской действительности, сделанные группой «Освобождение труда», облегчили революционной молодежи поиски верной дороги. Все это в значительной степени обусловило быстрое и последовательное становление Ленина как марксиста.

Важную роль в духовном развитии Ленина сыграла семья. Ленин родился 10(22) апреля 1870 года в Симбирске (ныне Ульяновск). Его отец Илья Николаевич Ульянов — инспектор (с 1874 года — директор) народных училищ губернии — был убежденным демократом, видевшим свой первейший жизненный долг в служении народу. Много лет спустя Ленин рассказывал Крупской, какое влияние на него, мальчика, имели рассказы отца о поездках по деревням, о тяжелом положении крестьянства, его темноте*. Воспитанию молодых Ульяновых как будущих революционеров способствовало принятое в семье чтение произведений русских писателей и критиков-демократов середины XIX века — революционных поэтов «Искры», Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Некрасова.

Особенностью духовного развития Ленина было раннее пробуждение в нем гражданского сознания, политических интересов. Как передает с его слов Крупская, в начале 80-х годов он уже стал «внимательно вслушиваться во все политические разговоры»**, связанные с убийством народовольцами Александра II.

_________* И. К. Крупская. О Ленине. М., Госполитиздат, 1956, стр. 83.

** Там же, стр. 30, см. также стр. 83.

Почти так же рано Ленин порвал с религией. Для русских революционеров предшествовавших поколений переход к атеизму был болезненным, сложным и совершался обычно уже в зрелом возрасте. Пример Владимира Ильича, подкрепленный свидетельствами многих его современников, показывает, что в 80-х годах революционная молодежь сравнительно быстро и легко кончала с верой в бога. Чтение атеистической литературы, особенно произведений Писарева, влияние старшего брата Александра содействовали освобождению юного Ленина от влияния религии*. Вслед за тем он встал перед вопросом о сущности общественных процессов. Реалистический подход к общественным явлениям, обусловленный в большой степени влиянием передовой русской литературы, а также исторических работ, в частности сочинений по истории французской революции, совпал со становлением Ленина как противника самодержавного деспотизма.

________ * В анкете всероссийской переписи членов РКП(б) 1922 года на вопрос «Боли Вы неверующий, то с какого возраста» Ленин ответил: «С 16 лет» (цит. по журналу «Москва», 1957, № 7, стр. 105). Г. Кржижановский. Великий Ленин. М., Госполитиздат, 1956, стр. 20.

Казнь весною 1887 года А. И. Ульянова и его товарищей глубоко потрясла юношу. Как в свое время подвиг героев-декабристов воодушевил юного Герцена на борьбу с самодержавием, так эта горькая утрата окончательно определила вступление Ленина на революционный путь. Тяжело переживая гибель брата, он начал раздумывать о том, что «такая борьба дает мало результатов»*. Эти сомнения выражали происходившую в сознании передовой интеллигенции России переоценку коренных проблем освободительного движения. Однако истинный путь борьбы был еще не ясен. Ленин нашел его позже, осенью 1888 года, когда он обратился к марксизму.

_________ * Н. К. Крупская. О Ленине, стр. 299.

Летом 1887 года Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета. Здесь он впервые участвовал в политическом выступлении. 4 декабря около 200 студентов собралось в актовом зале. На сходке была передана петиция ректору. В ней говорилось: «Собрало нас сюда не что иное, как сознание невозможности всех условий, в которые поставлена русская жизнь вообще и студенческая в частности...»*. Ленин был одним из инициаторов сходки. Его видели «в первых рядах, очень возбужденного, чуть ли не со сжатыми кулаками» **. Лишь под угрозой вызова полиции и войск студенты покинули актовый зал. Многие из них, в том числе Владимир Ильич, уходя, в знак протеста отдали свои студенческие билеты. Назавтра Ленин подал ректору университета заявление с просьбой «изъять» его из числа студентов***. А еще через день, 7 декабря, он был арестован и выслан в деревню Кокушкнно (Лайшевского уезда. Казанской губернии).

________* «Красный архив», 1934, № 1(62), стр. 60.

** А. И. Ульянова-Елизарова. Воспоминания об Ильиче.— Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Ч. I, М. Госполитиздат, стр. 17—18.

*** В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 1, стр. 551.

Во время ссылки Ленин занимался самообразованием. Наряду с университетскими курсами и художественной литературой он читал и перечитывал произведения, печатавшиеся в народнических журналах, как старых («Современник», «Отечественные записки»), так и новых («Русское богатство»), особенно интересуясь статьями Михайловского. В центре его внимания в то время были работы Чернышевского, который покорил его энциклопедичностью знаний, яркостью революционных взглядов, полемическим талантом. Благодаря Чернышевскому Ленин познакомился с философским материализмом, узнал о роли Гегеля в развитии философской мысли, получил понятие о диалектическом методе. Все это облегчило ему впоследствии усвоение диалектики Маркса*.

Пробыв в ссылке около года, Ленин в начале октября 1888 года вернулся в Казань. Здесь он восстановил старые связи со студенческим землячеством, стал участником одного из кружков, которые группировались вокруг Федосеева. Имевшиеся в кружке произведения научного социализма помогали ему разбираться в сложных вопросах русской действительности. Начался новый этап в формировании научно-революционных убеждений Ленина; изучая марксизм, он становится пролетарским революционером. Возможно, Владимир Ильич раньше видел и даже читал работы Маркса. Но только теперь марксизм осознается им как единственно верная теория революционной борьбы за социализм. Идеи научного социализма давали Ленину полную оптимизма веру в неизбежную победу пролетариата. К марксистскому учению он подошел не как книжник, а как человек, ищущий ответа на злободневные вопросы: каковы пути освобождения трудящихся! Что должны делать русские революционеры!

В. И. Ленин старался достать и прочесть все, что только возможно, из работ Маркса и Энгельса, делал переводы, выписки, конспектировал. С особым увлечением Ленин читал «Капитал». А. И. Ульянова-Елизарова вспоминала, с каким воодушевлением в ту осень (1888 год) рассказывал ей Ленин «об основах теории Маркса и тех новых горизонтах, которые она открывала... От него так и веяло бодрой верой, которая передавалась к собеседникам. Он и тогда уже умел убеждать и увлекать своим словом. И тогда не умел он, изучая что-нибудь, находя новые пути, не делиться этим с другими, не завербовать себе сторонников» **.

В мае 1889 года семья Ульяновых уехала из Казани. Отъезд спас Ленина от нового ареста. Владимир Ильич вспоминал потом: «Весной 1889 года я уехал в Самарскую губернию, где услыхал в конце лета 1889 года об аресте Федосеева и других членов казанских кружков — между прочим и того, где я принимал участие. Думаю, что легко мог бы также быть арестован, если бы остался тем летом в Казани» ***.

___________* См. «Вопросы литературы», 1957, № 8, стр. 133.

** А. И. Ульянов а-Е л и з а р о в а. Воспоминания об Ильиче.— Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Ч. 1, стр. 19—20.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены