В ногу с эпохой

опубликовано в номере №867, июль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Беседа с первым секретарем Союза композиторов СССР Т. Н. Хренниковым

Музыка — народная потребность», — писал Бетховен. Подтверждение словам великого композитора мы находим в истории всех времен и народов. Это так же бесспорно, как и то, что в условиях нашего общества музыка, являясь народной потребностью, приобретает особый смысл. Музыке принадлежит сегодня одно из важнейших мест в эстетическом воспитании строителей коммунистического общества, в частности нашей молодежи, ибо музыка, как ни одно из искусств, рано входит в жизнь каждого человека.

Тому, кто следит за музыкальной жизнью страны, нетрудно было заметить, что в последнее время особое внимание привлекает творчество молодых. Не случайно поэтому только за последний год произошли такие важные события, как смотр творчества молодых композиторов и пленум правления Союза композиторов СССР, посвященный творчеству молодежи. Корреспондент «Смены» обратился к первому секретарю СК СССР Тихону Николаевичу Хренникову с просьбой поделиться с читателями журнала своими мыслями о задачах, стоящих перед советским музыкальным искусством.

Тихон Николаевич известен не только как популярнейший советский композитор, художник твердых и ясных убеждений, но и как педагог Московской консерватории, человек, который работает в тесном контакте с нашей творческой молодежью.

Вот что рассказал Т. Н. Хренников е беседе с нашим корреспондентом:

— По произведениям советской музыки можно изучать историю нашей страны. А это значит, что советские композиторы всегда шли в ногу с эпохой, что надо считать одной из важнейших особенностей советского музыкального искусства. И наш недавний пленум мы посвятили творчеству молодых композиторов для того, чтобы твердо знать: готово ли молодое поколение творцов советской музыки так же высоко держать знамя советского искусства, обладает ли оно всеми теми качествами, которые необходимы, чтобы строить культуру коммунистического общества?

Т. Н. Хренников высоко оценивает значение смотра творчества молодых композиторов и последующего за ним пленума. Смотр продемонстрировал отличную подготовленность творческой молодежи к профессиональной деятельности, рост ее технического мастерства и, что особенно важно, единство идейных позиций.

Борьба за мир, дружба и солидарность трудящихся всего мира, великие преобразования, происходящие в нашей стране,— вот темы, «а которых сосредоточен сегодня интерес композиторской молодежи.

Одна из самых ярких фигур— Родион Щедрин. Это сильный, многогранный талант. На его счету симфония, фортепьянный концерт, балет «Конек-Горбунок», камерные и хоровые произведения, песни, музыка к кино и, наконец, удостоенная премии «а смотре опера «Не только любовь», поставленная Большим театром Союза ССР. впервые на оперной сцене зазвучала частушка, принесшая в этот жанр интонационные приметы быта колхозной деревни. Щедрин не только смело использует современный русский 'фольклор, но и мастерски претворяет его в крупных музыкальных формах.

Очень интересен и самобытен ленинградец Андрей Петров. За балет на современную тему «Берег надежды» и вокальный цикл «Пять веселых песен» ему также присуждена премия. Музыка А. Петрова, по-молодому жизнерадостная, светлая, 'Глубокими корнями связана с музыкой русского народа, с современным музыкальным бытом.

— Как известно, на пленуме много говорили о творчестве ленинградца Б. Тищенко, москвича В. Овчинникова и эстонца Я. Ряатса. Каково Ваше мнение об этих композиторах?

— С трибуны пленума в адрес Бориса Тищенко звучали и похвалы и серьезная критика. Говорили о яркой его одаренности, восхищались пианистической виртуозностью 23-летнего автора, но вместе с тем отмечали эмоциональную скованность, слабость (жизненных связей его музыки.

То же самое я могу сказать и о концерте для струнного оркестра Яана Ряатса. Произведение это интересное, свежее, однако в нем заметно эмоциональное однообразие, некоторая сухость музыки.

Первая симфония Вячеслава Овчинникова — произведение очень интересное по замыслу, хотя и не совсем зрелое. Любители музыки знают Овчинникова как автора ряда камерных и симфонических произведений, музыки к фильмам «Иваново детство», «Каток и скрипка», «Мальчик м голубь». Сейчас он пишет музыку « фильму «Война и мир». Творческие возможности Овчинникова огромны. Природой ему многое дано, и распорядиться этим богатством, направить свой талант нужное русло должен он сам.

Когда композитор создает произведение на современную тему, он стремится прежде всего правдиво отобразить черты нашего современника, его дела и думы, строй его мыслей и чувств. Глубоким содержанием проникнуты оратория Арво Пярта «Поступь мира» и кантата Яна Кохи «Песнь о партии», вокальный цикл Авета Тертеряна «Родина». Здесь разные темы, различны дарования композиторов, их творческий почерк, различна национальная почва, питавшая творческую мысль авторов, но одно у них общее — смелые поиски нового • тематике, в форме, в средствах выразительности, в этих произведениях есть творческое горение, стремление серьезно, по-своему осмыслить все, что происходит в мире, чем живут сегодня наши современники.

Об удачах говорить приятно, но есть и недостатки, о которых нельзя умолчать.

Нельзя забывать критические замечания, сделанные Н. С. Хрущевым в адрес советских композиторов. Наше музыкальное искусство находится на переднем крае идеологической борьбы. Молодью композиторы призваны быть в этой борьбе верными помощниками партии. Именно поэтому нельзя закрывать глаза на то, что не всегда они воспитываются • духе критического, отношения к модным на Западе музыкальным течениям, не всегда получают должную, справедливую оценку своих произведений. Некий дух либерализма проник в нашу композиторскую организацию, он мешал нам принципиально оценивать те или иные явления нашей музыкальной жизни.

Большинство молодых советских композиторов трудится « самых главных направлениях — в опере, балете, симфонии. Но, работая этих важнейших жанрах, композиторская молодежь недостаточно еще уделяет внимания популярной в народе музыке— эстраде, песне, танцу. А ведь знакомство с музыкальным искусством очень часто начинается именно с легкой, бытовой музыки, с нее и начинает формироваться эстетический вкус человека. Что же предлагают ему пропагандисты «легкого жанра»?

— В конце прошлого года состоялся пленум Союза композиторов РСФСР, посвященный проблемам легкой музыки. Впервые за много лет мы всерьез заговорили о жанрах, которые прежде не часто привлекали внимание композиторов. И не случайно на пленуме выявились нездоровые тенденции, например, попытки свести огромное разнообразие жанров и форм легкой музыки только к джазу, в нашем быту развилось множество «джаз-ансамблей», копирующих часто низкопробные, не заслуживающие внимания заграничные образцы.

Современная музыка дает нам такое богатство и разнообразие форм, оркестровых и ансамблевых исполнительских составов для творчества и музицирования а жанре легкой музыки, что не воспользоваться этим богатством было бы непростительно для тех музыкантов, которые посвящают свою жизнь этому популярному, демократическому жанру музыкального искусства.

Учится на вечернем отделении физике - математического факультета педагогического института Наташа Кукленко. И уже сегодня свои знания она отдает ребятам из 786-й московской школы, где преподает физику.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены