Начало революционной деятельности Ленина

опубликовано в номере №867, июль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

*** В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е. Т. 33, стр. 414.

В 1889—1893 годах Ульяновы жили в Самаре, где в то время находилось много народников — политических ссыльных и поднадзорных. Несмотря на полицейскую слежку, Ленин завязал связи с самарским подпольем. Через М. Т. Елизарова, мужа А. И. Ульяновой, он познакомился с руководителем местных конспиративных кружков А. П. Скляренко. Молодой, но уже опытный революционер, Скляренко так организовал работу конспиративных групп, что их участники занимались не только общим самообразованием, но и изучением — с народнических позиций — русской экономики (в особенности крестьянской общины) и общественных движений (в частности сектантства). Центральный кружок Скляренко имел значительную библиотеку *.

В, И. Ленин начал знакомить кружковцев с учением Маркса, доказывал им обреченность выступлений одиночек-террористов, несостоятельность народнических доводов о «самобытности» общины и особом пути России к социализму. «В дискуссиях с Владимиром Ильичом,— вспоминал М И. Семенов,— мы в первый раз с полной отчетливостью стали уяснять себе понятия «буржуазия», «пролетариат» и роль этих социальных категорий в развитии капиталистического строя, а также направление эволюции этого строя. Владимир Ильич доказывал необходимость организации рабочего класса для сознательной классовой борьбы не только за улучшение экономических условий, но и за завоевание политической власти пролетариатом» **.

Об отдельных произведениях основоположников марксизма («Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии» и др.) Ленин читал в кружке рефераты. Это имело тем большую ценность, что некоторые важнейшие сочинения Маркса и Энгельса, еще не переведенные на русский язык, оставались недоступны большинству молодежи. Переведенный Лениным «Манифест Коммунистической партии» не только ходил по кружкам в Самаре, но и был известен в других городах Поволжья. С большим интересом изучались теперь в кружке издания группы «Освобождение труда», особенно «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» Плеханова.

В. И. Ленин вошел в контакт и со старыми ссыльными народниками ***. Он горячо доказывал им ошибочность народнических идей и в то же время интересовался их методами конспирации, условиями тюремного заключения и способами сношения с волей, поведением революционеров во время политических процессов. Принципиальное, боевое отстаивание Лениным позиций марксизма не означало отрицания опыта предшествовавшего освободительного движения.

Целиком отдаваясь революционной деятельности, Ленин не оставлял надежд на получение высшего образования. В 1890 году ему было разрешено сдать экзамены экстерном. Для этого Владимир Ильич трижды ездил в Петербург (август 1890-го, весна и осень 1891 года), используя свои поездки и в революционных целях. В 1891 году у преподавателя Технологического института Л. Ю. Явейна, лично знакомого с Энгельсом и Либкнехтом, он достал марксистскую литературу, в том числе «Анти-Дюринг» на немецком языке, а также несколько номеров журналов германской социал-демократии ****.

Получив университетский диплом (1892 год), Ленин в должности помощника присяжного поверенного начал вести дела в Самарском окружном суде*****. Но не юриспруденция, а активная революционная деятельность влекла его.

Лучшей подготовкой к ней было изучение русской действительности. Материал для этого давали не только книги. Адвокатская практика, личное общение с крестьянами, рассказы Скляренко и Елизарова, хорошо знавших быт крестьянства,— все это еще и еще раз убеждало в том, что с рабочим классом, с его революционной борьбой могут быть связаны надежды на социалистический переворот. В это время Ленин обратился к изучению земской статистики, которая к началу 90-х годов накопила богатейший фактический материал. Появилось немало исследований, основанных на этих материалах и принадлежавших авторам из лагеря либеральных народников. Последние путем тенденциозной обработки и группировки данных, выведения огульных «средних цифр» искажали действительную картину русской экономической жизни, делали неверные выводы о социально-экономическом лице деревни.

__________* Список книг, имевшихся в библиотеке, см. в кн.: М. И. Семенов (М. Блан). Революционная Самара 80—90-х годов (воспоминания). Куйбышев, 1940, стр. 39—40.

** Там же, стр. 58.

*** См. В. Чуев. В. И. Ленин в Самаре. М. 1960, стр. 18-^19,27,67.

**** См. А. И. Ульянова-Елизарова. В. И. Ленин (Н. Ленин), стр. 28; Б. Волин. Ленин в Поволжье, стр. 104.

***** См. И. Стернак. Из деятельности В. И. Ленина в качестве защитника. «Советская юстиция», 1958, № 4.

В. И. Ленин понял крайнюю необходимость более тщательной научной обработки земской статистики. Результатом ее глубокого изучения с позиций марксизма явился ряд статей и рефератов, с которыми Владимир Ильич выступил перед самарскими кружковцами. Он подверг критическому анализу сочинения главных идеологов либерального народничества: В. В. (Воронцова), Николая — она (Даниельсона), Кривенко, статьи Михайловского. Труды Ленина начала 90-х годов легли в основу появившейся в 1894 году книги «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов!».

Первая из дошедших до нас литературных работ Ленина — статья «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (1893 год), созданная на базе реферата о книге В. Е. Постникова «Южнорусское крестьянское хозяйство». Постников доказывал, что крестьянский «мир» не существовал как единое целое, а расслоился на три группы с разным экономическим достатком. Соглашаясь с этими выводами и оценивая книгу как «одно из наиболее выдающихся явлений в нашей экономической литературе»,*, Ленин дал точную, классово определенную характеристику каждой из трех групп крестьянских хозяйств. В статье говорится, что крестьяне самой необеспеченной группы — «более наемные рабочие, чем хозяева-земледельцы», что положение крестьян средней группы, живущих доходом от собственного посева, шатко, «особенно ввиду угрожающей тенденции высшей группы к вытеснению низшей и средней»**, что хозяйство наиболее богатых крестьян основано в весьма значительной степени на эксплуатации наемного труда ***. Таких выводов из своего материала Постников не делал; он объяснял дифференциацию деревни техническими, природными и другими несоциальными факторами. Ленин же, опираясь на приводимые в книге данные, установил, что эта дифференциация определяется товарным характером крестьянского производства.

Комментируя выводы своей статьи о книге Постникова, Ленин писал: «Разложение наших мелких производителей (крестьян и кустарей) представляется мне основным и главным фактом, разъясняющим наш городской и крупный капитализм, разрушающим миф об особом укладе крестьянского хозяйства (это — такой же буржуазный уклад с тем лишь отличием, что он гораздо более еще опутан феодальными путами) и заставляющим видеть в так называемых «рабочих» не небольшую кучку особо поставленных лиц, а только верхние слои той громадной массы крестьянства, которая сейчас уже живет более продажей своей рабочей силы, чем собственным хозяйством» ****.

Таким образом, в противовес отвлеченным народническим рассуждениям о судьбах капитализма в России Ленин показал, что только наличием капитализма и можно объяснить явления русской действительности.

Статьи и рефераты Ленина обсуждались не только в Самаре, но и в других городах, однако напечатать их не удавалось. Даже сознательно приспособленная к условиям цензуры статья «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» была отклонена редакцией журнала «Русская мысль» как «неподходящая к направлению» *****.

Деятельность Ленина и его единомышленников настолько усилила влияние марксизма в самарском подполье, что в 1892 году центральный кружок Скляренко распался на народников и марксистов. Из последних Ленин создал первый в Самаре марксистский кружок. Его ядро составили В. И. Ленин, А. П. Скляренко и приехавший в город весною 1893 года И. X. Лалаянц. Помимо них, в кружок вошли В. А.. Ионов, М. И. Лебедева, А. И. Кузнецов, М. И. Семенов, А. А. беляков, А. М. Лукашевич, С. М. Моршанская. Раскол произошел и в других революционных кружках.

Самарский период Ленин считал началом своего участия в социал-демократическом движении. В анкете делегатов X съезда партии на вопрос: «Принимали ли участие в революционном движении до 1917 года!» — он писал: «1892—1893. Самара. Нелегальные кружки с-Д.» ******.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Гианэя

Научно – фантастический роман. Продолжение. Начало см. в №№ 11 и 12