Мрамор и слезы

Мельпо Аксиоти| опубликовано в номере №561, октябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды на перекрёстке улиц похоронные процессии встретились. Поликсена вспоминает того человека, который толкал первую тележку с трупом. Тело покрывала простыня. Из - под неё выглядывали неподвижные ноги. Они торчали кверху, как жерла пушек. Трупы укладывали штабелями на телеги или просто несли на плечах. Она вспоминает трупы детей, которых ещё не успели похоронить, а матери кричали: «Унесите их, они заразят живых!»

Ворота морга открылись перед первой жертвой оккупации. Это был человек, умерший от голода.

Какая мука для остальных! Никто раньше не мог себе представить, что каждое утро мимо дверей его дома будут проносить трупы.

А приказ, напечатанный в официальной прессе? «Во изменение действующих до сего времени распоряжений разрешается на время военных действий устройство новых кладбищ и расширение старых». Иными словами, не хватало кладбищ.

Однажды утром вдруг всё исчезло: ни одного литра молока, ни одного килограмма масла, ни одной банки варенья из Хиоса.

В парках вырывали скамьи и жгли их, чтобы согреться. Росли кучи мусора. Казалось, они котят прогнать человека с улицы, чтобы окончательно завладеть ею.

Это было время, когда вражеские патрули расхаживали по городу. По асфальту гремели тяжёлые сапоги - топ - топ - топ! Иностранные солдаты входили в дома.

В это время греки разрыли поля и вытащили закопанное оружие. Они прятали его у себя на груди.

В один из октябрьских дней люди в Афинах, проснувшись, увидели на стенах домов надписи. Враг заставлял прохожих сцарапывать эти надписи ногтями. Но они неизменно появлялись всюду, где только возможно, будто птицы сеяли их с неба. Люди смотрели на эти слова так, как смотрят на ранние маки, расцветшие на могилах.

В первых числах ноября началась забастовка в университете. Первое восстание. Студенты требовали пищи. Плечом к плечу собрались они на университетском дворе. Вдруг в толпе прозвучал звонкий голос:

- Вперёд, друзья! Будем сопротивляться!

- Сопротивляться? - сказал, услышав об этом, отец Поликсены. - Да, конечно!

Он посмотрел Поликсене а глаза:

- Скажи своим... друзьям... Я желаю им успеха... Скажи, им желает успеха... один музыкант.

Когда возбуждение достигло высшей точки, сквозь толпу пробился юноша и начал украдкой раздавать газету. Каждому он совал её в руку, в карман, куда попало. Кто её принёс, - так никогда и не узнали. «Значит, группы Сопротивления работают, - подумала Поликсена. - Не останется ни одного уголка, ни одной души, куда бы наши не проникли».

Они работали, эти группы, - они приносили хлеб друзьям и смерть врагу.

Три года прятала Поликсена газеты у себя на груди. Даже во время сна они были с ней. Пот смачивал листы. Ещё в день ареста она носила их при себе. На допросе её спросили:

- Кто остальные?

- Я ничего не скажу.

И она молчала. Она закрыла глаза, снова открыла их и потеряла сознание. Её били. Она походила на труп, на который каждый кидает горсть земли.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены