Любовь к чтению

С Гуревич| опубликовано в номере №407, май 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я спросил у Ларисы: читала ли она что - нибудь о театре? Ну, конечно! Она читала об успехах великих актрис, об овациях, о цветах. Правда, в статьях и книгах, которые попадались ей в руки, упоминалось и о другом - об огромной, напряжённой работе, но это как - то выпадало из поля её зрения. Я предложил Ларисе брать у меня для чтения книги о театре и, в конце концов, поручил ей работу:

- Вот вам письма Ермоловой, вот воспоминания о ней. Я вас сведу с людьми, близко, знавшими Марию Николаевну, и вы напишете о том, как проходил её день.

- Один день?

- Да именно один - с утра до ночи. Что она делала, как готовилась к спектаклю, как волновалась перед ним, как жила на сцене, - словом, как трудилась Ермолова?

Лариса пишет эту работу. Я надеюсь, что это даст девушке более точное представление о тяжёлом труде актёра.

Когда мечты о театре станут для школьницы таким же прошлым, как намерение сделаться геологом, я попытаюсь научить её мечтать о педагогической деятельности. Лариса любит детей. Она была вожатой, и это у неё получалось лучше, чем у многих. Она много читает, она наблюдательна и настойчива. Эти качества пригодятся ей, если она станет учительницей, - профессия, к сожалению, мало популярная у юношества. Кто знает, не сами ли мы виноваты в том, что не сумели создать вокруг нашего интереснейшего дела нужный ореол? А между тем разве формирование человеческих характеров, разве творческая педагогическая работа не увлекательна? Я. постараюсь убедить в этом Ларису и верю, что наши прекрасные книги и в этом деле придут мне на помощь. Хорошие книги - самые лучшие педагоги. Надо уметь читать их и научить других этому уменью.

Желание написать эту статью мне навеяли решения XII пленума ЦК ВЛКСМ о школе. Я думаю, что если комсомольцы и учителя будут руководствоваться этим решением как жизненным правилом, то книга ещё больше войдёт в жизнь молодёжи. Слова решения пленума «о воспитании у учащихся любви к чтению» касаются не только комсомольцев, но также и нас, учителей, - непосредственных воспитателей юношества.

«Книги разлили во мне страсть к технике, научили мечтать, фантазировать, к чему - то стремиться, воспитали во мне любовь и уважение и труду. Наконец, чтение большого количества книг дало мне общее развитие, расширило мой кругозор. А хорошим инженером - конструктором может быть только человек всесторонне развитый. Узкий делец, который знает только свою счётную линейку и определённые формулы, необходимые для повседневной работы, не может создать ничего ценного и интересного».

Начало серьёзного увлечения авиацией было положено ещё в школе «одной хорошей большой книгой», описывающей модель планера.

И Яковлев построил маленький планер, который в присутствии многочисленных школьных друзей был запущен и пролетел метров пятнадцать. «С этого момента, - пишет автор, - и родилась моя страсть к авиации».

Когда Александру Яковлеву исполнилось семнадцать лет, он твёрдо решил посвятить себя авиации. Но найти работу, не имей квалификации, оказалось трудным делом - его никуда не принимали.

Выручило знакомство с устройством планеров.

Зимой 1923 года газеты сообщили о том, что в Коктебеле в ноябре состоятся первые планерные состязания.

Яковлев обратился за помощью к организатору состязаний лётчику - конструктору Арцеулову, который отзывчиво отнёсся к нему и устроил его помощником к лётчику Анощенко.

Эта встреча помогла Яковлеву «врасти» в авиационную среду. Увлечение планеризмом даст свои результаты. На следующих планерных состязаниях он уже выступает со своим планером удачной конструкции и в награду получает приз и грамоту.

После этих состязаний Яковлева принимают рабочим в авиамастерские Академии воздушного флота. С утра и до позднего вечера Яковлев на аэродроме, у самолётов. «Это была, - пишет он, - будничная и тяжёлая работа, которая, однако, принесла мне как будущему конструктору самолётов большую пользу. Я практически изучил, ощупал руками, каждую деталь самолёта».

Вскоре он решил построить авиэтку. В этом стремлении его поддержал Владимир Сергеевич Пышное, который верил в способности молодого моториста.

Яковлев с увлечением принялся за работу. У него, не имевшего высшего образования, не было опыта по составлению чертежей и расчётов. Отсутствовали и материалы. Но близ аэродрома был овраг, почти доверху набитый старыми, поломанными самолётами. И вот в свободное время Яковлев копался в этих обломках, собирал нужные детали, попутно научая конструкции машин, характер поломок.

Он работал почти без отдыха, преодолевая недоброжелательность скептиков. С самого раннего утра он находился в эскадрилье, а от пяти часов вечера и до одиннадцати ночи руководил постройкой авиэтки. Наконец, после восьми месяцев кропотливого труда, авиэтка вышла на старт.

Первые же испытания показали высокие лётные качества авиэтки, быстроту и надёжность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наш современник Шекспир

Новая работа Сурена Кочаряна