Любовь к чтению

С Гуревич| опубликовано в номере №407, май 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

На этой машине лётчик Пионтковский, вылетев утром из Севастополя, продержался в воздухе 15 часов 30 минут и вечером спустился в Москве. Он установил одновременно двойной мировой рекорд: на продолжительность полёта без посадки и на дальность - одна тысяча четыреста двадцать километров.

Первая творческая победа доставила Яковлеву много истинной радости. Машина от первого до последнего винтика была плодом его мысли. Эта работа была оценена - и А. Яковлева приняли учиться в Академию Воздушного флота. Его давнишняя мечта осуществилась.

Академия окончена. Яковлев едет работать на один из авиационных заводов. Теперь си уже образованный инженер, со стажем конструкторской работы. Он разрабатывает усовершенствованный тип машины, которая даёт огромную по тем временам скорость - триста тридцать километров против двухсот восьмидесяти. Однако ему не повезло: на ответственном испытании машина потерпела аварию. Нашлись недоброжелатели, которые хотели вообще запретить Яковлеву работать авиационным конструктором. Но он добился пересмотра решения, и оно было отменено.

Тем не менее условия, в которых приходилось работать конструктору, были очень тяжелы. Под его производственную мастерскую отвели кирпичный сарай с земляным полом. Сарай этот принадлежал небольшому предприятию, которое делало железные кровати. И вот нужно было суметь «объединить» производство железных кроватей с производством самолётов. В одной половине мастерской делались кровати, а другой Яковлев со своими рабочими строил самолёты.

Директор кроватного предприятия не интересовался самолётами, ему нужна была прибыль от кроватей - и он стал выживать Яковлева. Конструктор обратился с жалобой в «Правду». Ему помогли. Директора сняли и передали мастерскую Яковлеву. Теперь конструктору стало легче. Он смог заняться самолётостроением. Раздобыли самое важное из оборудовании - и работа двинулась.

Яковлев разработал новый тип учебной машины - «УТ - 2», - позволяющий делать фигуры высшего пилотажа.

В 1936 году во всесоюзном спортивном перелёте на пять тысяч километров этот самолёт занял первое место.

Летом этого же года на Тушинском аэродроме был устроен смотр спортивных самолётов. На смотр приехали товарищи Сталин, Ворошилов и Орджоникидзе. Стоя на веранде, они наблюдали за тем, как, набирая скорость, со стороны Павшина к аэродрому неслись самолёты.

Над самым аэродромом самолёт «УТ - 2» вырвался вперёд и первым промчался над трибуной. Товарищ Сталин попросил представить ему конструктора этой машины. Так произошла первая - встреча Яковлева с товарищем Сталиным. И. В. Сталин высоко оценил деятельность молодого конструктора и создал ему такие условия, «при которых маленькая кроватная мастерская в короткий срок превратилась в большой культурный авиационный завод».

Проходит несколько лет, и 1 мая 1939 года над Красной площадью пролетают десятки истребителей новой конструкции, созданной А. Яковлевым и принятой на вооружение нашей авиации.

А 27 апреля, за три дни до этого события, конструктор был вызван к товарищу Сталину.

«Я с благоговением поднимался по лестнице, устланной красным ковром, и, открывая за ярко начищенную медную ручку большую двухстворчатую белую кремлёвскую дверь, думал, что, может быть, совсем недавно здесь же проходил и дотрагивался до этой ручки Сталин.

Пройдя несколько больших комнат, и очутился в секретариате.

- Конструктор Яковлев? Товарищ Сталин назначил вам в шесть часов, а сейчас пять часов сорок пять минут, - сказал секретарь и попросил меня подождать.

В точно назначенное время меня пригласили в кабинет. Задыхаясь от волнения, я вошёл.

Там, кроме Сталина, были Ворошилов и Молотов.

Сталин пошёл навстречу и пожал мне руку. Потом со мной поздоровались Ворошилов и Молотов.

Не скажу, что когда я вошёл в кабинет, моё волнение как рукой сняло, нет, но постепенно оно ослабевало. Меня встретили очень тепло. Своим рукопожатием, ровным голосам, походкой товарищ Сталин действовал на меня особенно успокаивающе. Он начал расспрашивать меня о работе, о моей новой машине.

По мере того как разговор углублялся в техническую область, в мою родную стихию, я всё больше и больше успокаивался, а к концу разговора совсем освоился. Сталин, Молотов и Ворошилов вели со мной разговор так просто, что я перестал стесняться и, отвечая на их вопросы, уже не подыскивал слова, как вначале, а разговаривал так, как будто виделся с ними много раз».

На этом совещании Сталин и его соратники решают, что Яковлев достоин самой высокой награды, и тут же подписывают ходатайство перед Президиумом Верховного Совета о награждении его орденом Ленина, машиной «ЗИС» и премией в сто тысяч рублей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены