Любовь к чтению

С Гуревич| опубликовано в номере №407, май 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Четырнадцать лет я работаю в школе. Четырнадцать лет я наблюдаю за тем, как формируется молодой человек, как складывается индивидуальность каждого моего ученика. По опыту знаю, как порой бывает важно вовремя сказанное слово более опытного человека и каково значение хорошей книги, прочитанной юношей или девушкой в нужное время.

Известно, что чтение расширяет кругозор, повышает культуру молодёжи. Книги воспитывают художественный вкус, развивают способности человека. Но кроме того в книгах юноша часто находит своё призвание. Книга помогает ему познать самого себя, свои способности и склонности, определить своё будущее. И педагоги должны постоянно воспитывать у молодёжи любовь к чтению.

Учитель русских учителей К. Д. Ушинский решил заняться педагогикой после того, как в заброшенном шкафу с книгами о детях нашёл и прочитал сочинение о детской психологии и принципах воспитания и обучения детей. Старейший русский геолог академик В. А. Обручев на вопрос, что побудило его избрать свою специальность, ответил, что желание увидеть мир и познать его тайны вызвали в нём книги Купера, Майн Рида и Жюля Верна.

Однако часто юноша или девушка выбирают себе профессию, имея о ней неверное, поверхностное представление. Иногда это представление чересчур романтично, иной раз грубо утилитарно. Говоря о последнем, я вспоминаю одного из моих учеников - Сережу К. Как и многие его товарищи, он решил стать военным, но при этом рассуждал примерно так: «Военная и физическая подготовка - мои любимые предметы. Математику и физику знать необходимо - придётся иметь дело со сложной техникой. Видимо, пригодится химия. Ну а остальное - это уж как время позволит...»

Я знал Сергея давно: в младших классах его дважды выбирали председателем учкома, товарищи прислушивались к его словам, на многое смотрели его глазами. Был он инициативен и решителен, умел объединять вокруг себя товарищей. Глядя на Сергея, я думал: более удачной профессии он не мог бы выбрать, но неизвестно из чего возникшее пренебрежение к так называемым гуманитарным наукам может принести ему большой вред. Дома у него никого, кроме старой бабушки, нет; ждать воздействия отсюда не приходилось. Я раздумывал над тем, как его переубедить.

В это время в печати появились очерки Пигарева о Суворове. Образ великого полководца, настойчиво изучавшего иностранные языки, знавшего всех древних и современных ему историков, во время походов не расстававшегося с книгой, был дан в них живо и ярко. Я сказал Сергею об этих очерках. «Кое - что из того, что читал Суворов, вас, несомненно, заинтересует», - сказал я ему. Сергею очерки о Суворове понравились. И вот на столе у будущего офицера появились «Комментарии» Цезаря и «Жизнеописание замечательных людей» Плутарха.

Когда очерки К. В. Пигарева были объединены в книгу «Солдат - полководец», автор пришёл к нам, прочитал новые главы, ответил на вопросы школьников. После этого литературой о Суворове заинтересовались многие. По рукам пошли номер «Военно - исторического журнала» и «Наука побеждать». Выпустили «Суворовский бюллетень», где поместили рецензии и аннотации на книги и статьи о нём. Кто - то принёс старый номер «Нивы» со многими иллюстрациями. Устроили выставку. Позднее возник интерес и к суворовским традициям. Тогда С. Н. Голубев рассказал о работе над военно - исторической повестью «Багратион».

История, живо перекликаясь с современностью, помогла глубже понять наши дни. Теперь в руках у ребят уже можно было увидеть книги Брусилова, статьи Фрунзе. И разговорам о том, что «военному человеку гуманитарные науки не так уже важны», постепенно был положен конец.

О великой пользе, которую может принести будущему военному художественная литература, говорит опыт одного из моих учеников - Вадима.

Детство его прошло в пограничном военном городке. Отец Вадима, кадровый военный человек, увлечённый своим делом, сумел заинтересовать им и сына. Мальчик решил стать артиллеристом. Он попал ко мне в восьмой класс. Мы разбирали тогда «Слово о полку Игореве». Вадима интересовали вопросы тактики: каким путём шёл Игорь от Путивля к Изюму, где происходили первая и вторая битвы, как были расположены войска Игоря и его союзников, в чём причина их поражения?

Он нарисовал карту походя Игоря на половцев, начертил схему построения по истории Татищева. Этого ему показалось мало, и он дал другой вариант построения, - по Ипатьевской летописи. Узнав, что в тех же местах, где в XII веке бился с половцами Игорь, весною 1918 года красноармейские отряды К. Е. Ворошилова дрались с немцами и белоказаками, Вадим разыскал материалы об этих боях. Он с упоением чертил различные схемы.

Позже, когда мы изучали «Полтаву», он сравнивал пушкинское описание боя с ломоносовским, отыскал в «Записках русского военно - исторического общества» статьи «Русская артиллерия под Полтавой» и сделал две сравнительные таблицы.

Теперь военной историей увлекался уже не один Вадим, но и его два приятеля, до того совершенно равнодушные к этим вопросам. Когда мы приехали в Ясную Поляну, друзья внимательно рассматривали в библиотеке Толстого всё, что относилось к 1812 году и служило источниками писателю при работе над «Войной и миром». Этот роман Вадим читал три раза, а любимые места - подвиг князя Андрея со знаменем под Аустерлицем, разведка Долохова, история батареи капитана Тушина - знал чуть ли не наизусть. Теперь он перечитал «Войну и мир» в четвёртый раз и сравнивал списание Аустерлица и Бородина у Толстого и Энгельса.

И уж совсем именинником чувствовал себя Вадим на Бородинском поле, куда мы также поехали. Он обошёл всё поле, побывал на Семёновских флешах - позиции Багратиона, - посидел на холме, где когда - то была батарея Раевского и откуда Пьер Безухов наблюдал Бородинское сражение. Всю дорогу от Москвы до Бородина и обратно Вадим не расставался с третьим томом романа, видимо, проверяя точность толстовских описаний.

В десятом классе Вадиму учиться не пришлось: началась война. Он уговорил отца - полковника взять его с собой на фронт. Вадим прошёл весь путь отступления от Смоленска до Воронежа, а потом и до Сталинграда. Прошёл он и обратный, победный путь - от Волги до Дона и от Дона до Днепра. Родная литература выучила его горячо любить своё отечество и люто ненавидеть его врагов.

Нужно сказать, что иной раз неумелый подбор книг может создать неточное представление у школьников о той или иной профессии, и тут задача педагога - тактично и ненавязчиво изменить это представление.

Из восьмидесяти четырёх опрошенных мною учениц женской школы двенадцать заявили, что хотят быть врачами. Из них восемь пришли к этой мысли во время войны. Я предложил десятиклассницам письменную работу на тему «Дмитрий Ионыч Старцев и доктор Калюжный». Меня интересовало, как представляют себе будущие врачи быт провинциальных врачей в две различные эпохи и особенности врачебной профессии. Прочитав работы, я убедился, что у девушек представление о будущей профессии крайне «беллетристическое». Они вспоминали «Записки врача» Вересаева, «Цитадель» Кронина, Платона Кречета и Глобу, Таланова и Харитонова, приводили разнообразные фронтовые эпизоды из газет, писем, рассказов близких. Но только в двух работах я нашёл указания на книги Поля де Кройфа и в одной - на очерки Поповского Видимо, девушки не были знакомы с подобного рода книгами, а, следовательно, не представляли себе специфику будущей профессии. А без знакомства с научно - популярной литературой выбор медицинского факультета будет сделан вслепую.

Я добился того, что статьи Н. Н. Бурденко «Проблемы современной хирургии» и академиков А. А. Богомольца и Л. С. Штерн о возможностях продления человеческой жизни прочитал почти весь класс. Потом мы пригласили к нам в гости директора Института физиологии Академии наук СССР академика Л. Штерн. Она рассказала учащимся о своём пути учёного и о проблемах, над которыми работает. И я убеждён, что после этой встречи наши будущие врачи стали гораздо отчётливее представлять себе дело, которому решили посвятить жизнь.

Есть у нас особо «романтические» профессии; они рисуются ребятам в каком - то розово - золотом тумане, мечта о них кружит много горячих голов. В этом случае разумное вмешательство педагога особенно желательно. К числу таких «влекущих» и часто ложно понимаемых специальностей относятся, например, геология и работа в области искусства.

Театр! Сколько юных сердец сжимается при этом волшебном слове. Лариса во что бы то ни стало решила сделаться актрисой. До этого она, посмотрев оперетту «Золотая долина», собиралась стать геологом, но, узнав у знакомого студента, что работа геологов сложная, требующая множества знаний, очень огорчилась. Успокоилась она быстро, посмотрев в кино фильм «Актриса»... Это, как показалось Ларисе, решило её судьбу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены