Гигант среди гигантов

Диас Валеев| опубликовано в номере №1064, Сентябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

С первым секретарем Набережно-Челнинского горкома партии Раисом Киямовичем Беляевым, первым заместителем начальника строительства Камского автозавода Евгением Никаноровичем Батенчуком и главным специалистом технического отдела института «Гидропроект» Иосифом Сергеевичем Завалишиным беседует специальный корреспондент «Смены» Диас Валеев.

Первый раз, тоже по журналистским делам, я оказался в Набережных Челнах в ноябре 1969 года. Тогда прошло лишь два с небольшим месяца после принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления о строительстве в районе Среднего Поволжья комплекса заводов по производству большегрузных дизельных автомашин. Чем были в то время автозавод и его строительная площадка! Лишь два бруска из железобетона, на одном из которых выведено краской «Здесь будет построен камский автомобильный батыр», лежали в утоптанном ногами кругу, лишь кое-где виднелись казавшиеся маленькими и беззащитными фигурки дорожников да геодезистов. Дорожники вели тогда первые, самые трудные километры подъездных путей. Ровна и спокойна еще лежала степь. Не было гигантских отвалов навороченной бульдозерами земли. Не поражали взгляд громадные котлованы с торчащими со дна белыми шипами столбчатых фундаментов. И хотя коротенькие информации в 50–60 строк о строительстве автозавода, промелькнувшие в газетах, уже сорвали с места, настроили на волну Челнов тысячи молодых людей по всей стране, – этого невероятного скопления техники, этой армады строителей тогда еще, естественно, здесь не было. Потому что не существовало ни одного (ни одного!) листика технической документации, завод только начинал прорисовываться на бумаге – в семидесяти проектных организациях, работающих на него, была самая горячая, авральная пора. Все только-только начиналось... Я помню, на столе заместителя генерального директора автозавода, ныне начальника ПромУКСа Николая Григорьевича Степина (вся гендирекция располагалась тогда не в пятиэтажном здании, как сейчас, а в одной комнате – пара письменных столов и несколько стульев) лежала небольшая, величиной с раскрытую тетрадку, карточка. Своего рода условная схема размещения основных объектов.

И вот прошло почти два года.

Я отодвигаю в сторону старые блокноты. Надо вновь поездить, помотаться по стройплощадкам КамАЗа, чтобы в глаза, в память навсегда врезалось развороченное на десятки километров ковшами экскаваторов древнее нутро земли. Надо увидеть, как желтая пыль, стелющаяся над степью от идущих один за другим огромных «КРАЗов» и «БЕЛАЗов», гасит солнце. Надо войти в жизнь сотен людей и понять, что эта самая жизнь – подчас как на передовой: только работа и короткий сон. Надо побывать в комсомольском штабе, на совещаниях у проектировщиков, на планерках в кабинете начальника строительства, на заседании бюро горкома партии, где идет жесткий счет депам и словам, заверениям и результатам. Надо проделать это, чтобы понять всю суровую бескомпромиссность борьбы за Камский автозавод и всю непомерную трудность этой борьбы.

И я езжу и хожу по стройке, встречаюсь и разговариваю с людьми, смотрю, слушаю, записываю... А потом иду на встречу с руководителями поражающей воображение гигантской, названной Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Естественно, что первый мой вопрос после всего виденного касается ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ НА СЕГОДНЯ СЧИТАЮТСЯ ГЛАВНЫМИ, УЗЛОВЫМИ. Е. Н. БАТЕНЧУК:

– Мы строим одновременно завод, город, гидроэлектростанцию и еще великое множество объектов – один только перечень их занимает десятки страниц машинописного текста. В этом, пожалуй, состоит вся сложность на сегодняшний день. Ведь надо овладеть ситуацией, подчинить ее многовариантность строгой инженерной воле.

В этом году нам надо сдать одних только фундаментов около тысячи. Предстоит смонтировать 33 тысячи кубометров железобетона, 10 с половиной тысяч тонн металлоконструкций... А что означает, например, строительство даже одного дома, одной квартиры в новом городе? Ради этого дома строителям надо провести инженерные коммуникации для всего города, для тех Набережных Челнов, какими они будут через несколько лет – с трехсотпятидесятитысячным населением. Одна проблема тащит за собой ворох других.

Р. К. БЕЛЯЕВ:

– Да, сейчас в один узел завязано многое. Во-первых, формирование

коллектива строителей. Громадной сложности проблема. Во-вторых, строительство жилья и объектов соцкультбыта (в скобках замечу, что в нынешнем году только ло этой линии за строителями четыре школы, шесть детских комбинатов, магазины, столовые и кафе на пять с половиной тысяч посадочных мест, Дворец культуры, мясокомбинат с холодильником... Эшелоны с продовольствием и дефицитными товарами стоят у города по многу дней потому, что мало пока еще баз и складов, – значит, и ими надо обзавестись). А восемьдесят километров железных и шестьдесят девять километров автомобильных дорог – их тоже надо делать! А трамвай, который должен пойти в этом году, а четыре пиковых котла на строящейся ТЭЦ, которые должны дать тепло для нескольких десятков тысяч людей... В-третьих, завершение строительства баз стройиндустрии – домостроительного комбината, расширение и реконструкция завода ячеистых бетонов и так далее. Наконец, в-четвертых, разворот строительно-монтажных работ на всех объектах самого автозавода. Короче говоря, задача семьдесят первого года – это создание прочных тылов. Форсирование темпов, прыжок вперед невозможен, немыслим без плацдарма, на котором мы должны закрепиться. Когда же мы будем иметь все эти вещи, у стройки откроется сразу и второе и третье дыхание.

Е. Н. БАТЕНЧУК:

– На стройке сейчас сложное положение. Слабо развита собственная база строительства, и мы все еще не можем набрать необходимого темпа. Он ускоряется с каждым днем, медленно, но неуклонно. И все-таки мы пока не вошли в график. Размах строительства беспрецедентен: в день мы должны осваивать около миллиона рублей. Но, думается, через год стройка заработает, как хорошо отлаженный механизм. Она приобретет такую инерцию, что сбить ее с ритма будет уже невозможно ничем. Это произойдет, когда закончится стадия становления, когда завершится, грубо говоря, сортировка людей и идей. Когда каждый будет четко представлять свою задачу и точно видеть перспективу. При таком размахе работ нужна прежде всего трезвость, ясное видение цели каждым. Стройка – живой, постоянно растущий организм, где требуется непрерывно корректировать ход событий, выделяя главное, отбрасывая второстепенное...

Как видите, не в тепличных условиях складывается наш коллектив. На его формировании сказываются и такие факторы, как обеспечение жильем, удобствами. Нам действительно надо исчерпывающим образом обеспечить тылы, и так обеспечить, чтобы у строителей не было никаких забот, кроме производственных.. Домостроительный комбинат, ТЭЦ. Если построить их своевременно, остальное, как говорят, приложится. Но если опоздать, затянуть, стройка будет «хромать» долгие годы. Поэтому каждый день на КамАЗе – это предельное напряжение сил.

– КОЛЛЕКТИВ ВАШЕЙ СТРОЙКИ ФОРМИРУЕТСЯ В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО НАПЛЫВА ЛЮДЕЙ СО ВСЕЙ СТРАНЫ. НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ ПОДРОБНЕЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ПРОБЛЕМЕ – ЧЕЛОВЕК И СТРОЙКА!

Р. К. БЕЛЯЕВ:

– Можно начать с такого примера. Встречает меня как-то на стройплощадке один сварщик. Вы секретарь? Я секретарь. Познакомились. И я услышал полуанекдотическую историю. Приехал парень в Челны. В отделе кадров встретили с улыбкой, с радостью. Конечно, сварщики нужны. Пожалуйста, идите, допустим, в СУ-1 «Металлургстроя». У сварщика, естественно, легковой машины нет, на

стройке он еще не ориентируется и день ищет это самое СУ. Нашел, наконец, но – увы! –начальник куда-то уехал. Ждет, а где столовая – не знает, где ночевать будет – тоже. Настал второй день, начальник появился. Появился и, сострадая, говорит сварщику, посмотрев его трудовую книжку: не нужен ты, мол, мне, не нужен. Иди-ка ты в «Автозаводстрой», там как раз сварщиков берут, а мне бетонщики нужны сейчас. Идет парень в «Автозаводстрой», ищет его целый день, и опять начинается сказка про белого бычка. Оказывается, там арматурщики нужны. В чем же дело? Да в том, что не везде к делу комплектования стройки кадрами рабочих и ИТР относятся с достаточной ответственностью. Ведь не сварщик должен был искать работу, а она его!.. Впрочем, и в этой области у нас есть отрадные сдвиги. Не случайно, например, вагончики отделов кадров всех одиннадцати управлений «Камгэсэнергостроя» сосредоточились в одном месте, в поселке гидростроителей. Не случайно автобусы встречают новоселов в аэропорту, почти у трапа самолета, не случайно семнадцать общественных отделов кадров, созданных по инициативе комсомольцев и имеющих в своем составе опытных, квалифицированных рабочих, руководителей, общественников, помогают новичку подобрать дело по душе... А если приставлен человек к любимому делу, то и трудится с удовольствием, и настроение у него приподнятое. И стройку свою любит и хвалит, что тоже чрезвычайно важно. Ведь стоит кому-то съездить домой, допустим, в Житомир или Тетюши, и сказать, что там, в Набережных Челнах, людей принять как следует не могут, а чтобы поесть в столовой, надо час-полтора проторчать в очереди, – и нам из этих Тетюшей и Житомира не дождаться работников. Не помогут ни передачи телевидения, ни выступления в газетах. Вот почему внимание областного и городского комитетов партии, парткомов стройки, комсомольских и профсоюзных организаций, руководства строительством нацелено на достойный прием и закрепление прибывающих рабочих. Закрепить кадры можно, лишь создав для них приемлемые условия жизни. Именно поэтому руководители подразделений и секретари парткомов несут личную, персональную ответственность за выполнение сроков строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. Жилье сегодня – ключ к решению многих задач по сооружению автогиганта. По инициативе комитета ВЛКСМ начальник строительства издал приказ о выделении 5 процентов жилья и мест в детских яслях и садах в распоряжение комсомольской организации.

– И КАКИЕ ЗДЕСЬ СЛОЖНОСТИ! И. С. ЗАВАЛИШИН:

– Видите ли, здесь возникает такой парадокс. Почему не хватает жилья? Потому, что не хватает рабочих. Почему не хватает рабочих? Потому, что не хватает жилья. Заколдованный круг. На большой стройке всегда возникает такой момент, и порой ее лихорадит только оттого, что очень трудно сбалансировать людские ресурсы с метражом жилой площади.

Е. Н. БАТЕНЧУК:

– Темпы жилищного строительства в Челнах колоссальны, и все равно квартир недостаточно. Большая часть домов идет пока под общежития, но уже мало и общежитий. Выход? Создание временных поселков из передвижных домов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены