Преемственность

Владимир Луцкий| опубликовано в номере №1064, сентябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

С первым секретарем ЦК КП Армении Антоном Ервандовичем КОЧИНЯНОМ беседует специальный корреспондент журнала «Смена» Владимир Луцкий

Мне рассказали армянскую притчу про Нагапета – мудрого мастера. Когда его сын подрос и руки стали такими же ловкими и умелыми, как у отца, когда для него настала пора начать самостоятельную жизнь, он обратился к отцу: «Ты для меня сделал все. Но я не знаю, как тебя вознаградить». Старый мастер подумал и сказал: «Долг твой велик. Но ты его отдашь своему сыну. Так учил меня мой отец, твой дед».

Преемственность – великая жизненная сила. Мы много говорим на ату тему. Ясно, что молодое поколение вливается в общественную жизнь не по законам наследственности, а по законам воспитания. Этот процесс, в котором работа одного закрепляется и развивается работой другого, на первый взгляд как будто не сложен, но при более пристальном рассмотрении таит в себе немало серьезных проблем. Наши воспитательные усилия продиктованы благородным стремлением видеть у молодежи все лучшее, чем были богаты отцы и деды. Очевидно, этим стремлением продиктованы и строчки в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии. «Наш долг, – подчеркнул Леонид Ильич Брежнев, – передать новым поколениям свой политический опыт, опыт решения проблем экономического и культурного строительства, руководить идейным воспитанием молодежи, делать все, чтобы она достойно продолжала дело отцов, дело великого ЛЕНИНА».

– Антон Ервандович! Как вы считаете, почему в современных условиях акцентируется внимание на передаче большого партийного опыта молодому поколению!

– В советском обществе преемственность поколений выступает как результат морально-политического единства общества, единства идеалов и целей, стоящих перед всеми поколениями. Героические дела советской молодежи, ее энтузиазм и самоотверженность, преданность делу партии оправдывают лучшие надежды ленинской гвардии революционеров. Вместе с тем партия постоянно, изо дня в день заботится об идеологическом воспитании молодежи.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что опыт и традиции старших революционных поколений должны стать «маяком в деле воспитания новых поколений борцов». Наша партия и народ решают грандиозные задачи коммунистического строительства. Его размах и сложность делают необходимым использование того огромного опыта организаторской, политической, теоретической работы, который накоплен партией в период борьбы за победу социализма. Опыт партии – великое достояние. Никогда в досоветской истории не было, чтобы мудрость коллектива, основанная на научном познании мира, проверенная на практике революционного переустройства общества, передавалась подрастающему поколению. Сегодня речь идет о том, чтобы придать этому участку партийной и комсомольской работы творческий подход, более широкий размах. Ведь половина населения страны – молодежь. Мы знаем ее сильные и слабые качества, возрастные особенности. Молодежь исключительно восприимчива, в ней заложено стремление к идеалу, романтике, героике, подвижничеству, отваге и смелости.

В годы революции подчас семнадцати – двадцатилетние люди командовали дивизиями, а позже становились директорами крупных предприятий. Это было время, когда от революционеров требовались прежде всего смелость, решительность, готовность идти на жертвы, то есть те качества, которые в избытке есть у молодежи. Но рядом с молодыми всегда были более опытные специалисты. Сегодня другое положение. Задачи по руководству страной и хозяйством значительно усложнились. Решать их можно только на основе науки, опыта, один энтузиазм тут не поможет. В то же время у нынешней молодежи по сравнению с ее сверстниками двадцатых годов есть свои преимущества – она значительно грамотнее. В нашей республике, равно как и в других, молодежь занимает ведущие места в новейших, наиболее быстро развивающихся отраслях науки, техники и производства.

– Следовательно, смыт определяется не только и даже не столько числом прожитых лет, сколько совокупностью образования, знаний, способностей, навыков, умений!

– Разумеется. Такую совокупность вырабатывает у молодежи вся наша система воспитания и образования, условия труда. Подтверждением тому служит многочисленная армия молодых специалистов. В нашей республике свыше 4,5 тысяч инженеров и около 3 тысяч ученых – комсомольцы. В местных Советах республики – более 5800 молодых депутатов. Благодаря своим глубоким знаниям, способностям эти молодые люди успешно участвуют в управлении делами общества, производства, двигают вперед технический прогресс.

В республике каждый третий житель учится. Ныне учителей общеобразовательных школ столько же, сколько было учащихся в дореволюционной Армении. Однако надо учитывать и особенности современной молодежи, условия ее формирования. Специалисты утверждают, что физиологическое возмужание человека происходит сейчас быстрее, а с другой стороны, из-за необходимости более тщательной всесторонней подготовки к жизни, к труду подготовительный период затягивается.

Поэтому очень важно организовать жизнь учащихся так, чтобы они, обучаясь в школе, вузе, приобретали трудовые и общественно-политические навыки.

Восприятие революционных традиций осуществляется лишь в процессе собственной активной деятельности молодого поколения. Нужно ясно понимать, что основным механизмом формирования молодой личности является первичный коллектив сверстников, иными словами, его комсомольская организация.

В учебных заведениях, на предприятиях, где хорошо поставлена комсомольская работа, где создан настоящий коллектив, процесс социального созревания юношей и девушек проходит быстрее.

Советская школа дает не только знания. Она помогает юношам и девушкам приобрести также и начальный жизненный опыт. В этом смысле большую роль играет движение студенческих строительных отрядов и ученических производственных бригад.

Для ускорения социального созревания молодежи есть только одно средство – самое широкое вовлечение ее в активную общественную, трудовую, политическую, культурную деятельность.

– Хотелось бы услышать ваше мнение о проблемах формирования молодежи в условиях научно-технической революции. Телевидение и радио, огромные тиражи книг, газет и журналов создали невиданные условия для получения знаний. Но в то же время информированность, осведомленность, как утверждают социологи, часто опережает момент, когда в юных умах складывается идеологический каркас убеждений. Можно ли преодолеть это явление!

– Безусловно, поток информации оказывает сильное воздействие на молодые умы. Одни пользуются этим благом современной цивилизации, чтобы целенаправленно пополнять запас знаний, другие берут только то, что им интересно (а таковыми нередко оказывается случайная, второстепенная информация), третьи, захлебнувшись в «новостях», перестают интересоваться чем-либо. Есть у Джеймса Олдриджа рассказ на эту тему. Мисс Смит пришла в библиотеку и провела неделю в мире книг. А потом пришла в ужас: книг такое множество, а жизнь столь коротка, что ей этих книг не прочесть. Тогда она перестала читать и тридцать лет их только собирала. Вывод: мисс Смит тридцать лет тому назад скончалась.

Информированность молодежи – это прежде всего ее компетентность в событиях, делах общества, жизни. И эта компетентность – одно из важных условий эффективного участия масс молодежи в решении государственных задач и управлении делами общества. Это важно еще и потому, что бурный рост объема научной информации, «моральный износ знаний», их старение совершаются быстро, и тот, кто ограничивается ранее полученными знаниями, неизбежно отстает от общего темпа жизни, оказывается в хвосте событий.

Ленин видел в знаниях и опыте человека его высшее достоинство. Но он призывал учиться не ради простого накопления знаний. «Учиться работать», «учиться торговать», «учиться управлять», «учиться коммунизму» – так ставил задачу Владимир Ильич, связывая учебу, овладение знаниями и культурой с решением конкретных вопросов социалистического строительства.

Для того, чтобы разумно использовать информацию и получить от нее максимальную пользу, надо всемерно помогать молодежи сплавлять свои богатые знания с идейной убежденностью, постоянно усиливать работу, способствующую быстрейшему сознательному созреванию молодежи. В этом важном деле большая роль, как я говорил выше, принадлежит комсомольским организациям, коллективам.

– У Компартии Армении богатый опыт работы с молодежью. Каковы особенности партийного руководства комсомолом в современных условиях!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены