Экзаменует Гук

Виктор Воробьев| опубликовано в номере №1064, Сентябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Костры погасли сразу. Лагерь уснул. Все поглотила сырая, непроглядная ночь. Остались только гул реки и неторопливый дождь. Так хотелось перемены погоды. И к утру она действительно изменилась: выпал снег... Горы были против ралли и бунтовали, как могли.

Первыми после техосмотра утюжить воду Черного Черемоша (и впрямь выглядевшую черной среди заснеженных берегов) ушли 7 плотов. Они, словно сказочные рыбы-великаны, тяжело бухали хвостами-гребями. После часового перерыва в погоню бросились надувные лодки и байдарки. Несколько байдарочных экипажей вышиб из седел уже первый порог Берды. Обидно было распаковывать аварийный комплект сухой одежды через сто метров после старта. А секундомеры шли...

На брезентовых куртках участников соревнований блестели значки «Черемош-5». Пятый раз на бурной карпатской реке собрались туристы-водники, чтобы помериться силами в искусстве сплава. Только в этом году совсем иная программа. Прошлые соревнования по технике водного туризма (о них мы рассказывали в «Смене» № 16 за 1970 год) проводились на слаломных трассах. В них участвовали только байдарочники. Конечно, байдарки – самый популярный «транспорт» у туристов-водников, но ведь есть еще надувные лодки и плоты. И вот Украинский республиканский совет по туризму решил провести соревнования так, чтобы в них могли принять участие все три основных вида «плавсредств». Соревнующимся предстояло пройти этапы разной протяженности – от 15 до 40 километров, – укладываясь при этом в рамки контрольного времени.

Экипажи всех лодок и плотов получили подробные схемы трассы и каждого порога отдельно. Контрольные пункты, расположившиеся у особо опасных участков реки, имели постоянную связь с судейской коллегией по радиотелефону.

У водных ралли есть одно неоспоримое преимущество перед автомобильными: здесь не заблудишься – река не даст. Но на воде и без того много причин потерять время. Лодки страдают от острых камней. Залечить такие «раны» – дело нескорое. А река припасла столько опасных Meet – гляди в оба. Одних порогов больше десятка, а сколько шивер, прижимов, стояков, сколько одиноких камней-жандармов... Малейшая оплошность – и байдарку уже не назовешь байдаркой. Металлические детали каркаса разлетаются на мелкие части, а гребцов приходится вытаскивать на берег с помощью веревки.

Главный экзамен раллисты сдавали порогу Гук в начале второго этапа. Полукилометром выше – предварительное «собеседование» проводил младший брат экзаменатора – порог Гучок: вытянувшийся, белогривый от кипящей пены котел. Миновал Гучок – пожалуй к «самому».

В узкой теснине, куда кинооператоры спускали аппаратуру на канатах, живет среди нагромождения камней этот красавец порог. Говорят, что он каждый год меняет лицо. Я бросил на гребень главной Волны плоский камень. Прежде чем утонуть, он прокатился по воде метров 5–6 и сделал небольшую «мертвую петлю» в завихрении следующей волны.

Первыми сюда пришли плоты. Даже эти махины получили на Гуке солидную встряску. Их экипажи, крепко вцепившись в греби, проходили стояки по колено в воде.

Надувные лодки, словно сани, мчались вниз с водяной горы и выпрыгивали с высокой волны, разукрашенные узорами белой пены. Несколько ведер зачерпнутой воды не в счет. Главное – прошли! Труднее всех пришлось байдаркам. На самых подходах Гук замаскировал засаду – почти незаметную гряду камней. Стоило гребцам чуть зазеваться, как лодка начинала буксовать... Здесь отличились лидеры – киевляне. Все три киевские лодки только чуть «тормознули» перед порогом, а затем перехитрили Гук: набрав предельную скорость, прошли вдоль левого берега почти сухими. В тот день несколько байдарок показали многочисленным зрителям свои днища, но вообще-то у спасателей работы почти не было – участники выходили на берег вполне самостоятельно.

У села Белоберезка порог с довольно высокой волной осложнялся прижимом к отбойной деревянной стенке. И вот именно здесь мы стали свидетелями драматической сцены. Две надувных лодки – киевская и харьковская – шли одна за другой. Харьковчане были впереди всего метров на 50. Понадеявшись, видимо, на устойчивость лодки, они пошли по главной струе, только чуть отгребая от стенки. И вдруг нос лодки поднялся, она круто пошла на волну и, словно норовистая лошадь, скинув своих седоков, накрыла их в кипящей пене. А что же киевляне? Они, весло в весло, дружно гребли, стараясь уйти от опасного левого берега. И победили!

Инструктируя участников, главный судья ралли Виталий Григорьевич Нищенко предупреждал, что финишировать байдарочники могут и находясь вне лодки – плывя рядом с нею. Конечно, сразу же последовал вопрос, можно ли так преодолеть всю трассу. Нищенко ответил: «Можно. Но заверяю вас: это не самый скорый способ передвижения». Шутке посмеялись. Но после второго этапа, финиш которого был чуть ниже порога, вспомнили ее снова –многие экипажи финишировали рядом с полосатыми от многочисленных проклеек днищами своих лодок.

В положении о соревнованиях говорилось, что туристы не ограничиваются в выборе транспорта: они могли использовать для сплава любые байдарки, надувные лодки и плоты. Потому-то здесь собрались байдарки и надувные лодки самых разных марок. А вот плоты были, конечно же, самодельные. Их собирали на берегу из автомобильных камер и жердей. Столь же разнокалиберное вооружение демонстрировали туристы и на берегу: палатки, спальные мешки, матрацы, плитки для приготовления пищи. Если бы здесь побывали люди, ответственные за выпуск спортинвентаря, они сразу почувствовали бы, как не хватает туристам палаток с надувным дном, непромокаемых спальных мешков, удобных легких плиток-примусов.

По берегу реки от Устерики до Белоберезки мы проехали в машине вместе с Виталием Григорьевичем Нищенко и Максимом Леонтьевичем Друкманом. Страстные любители водного туризма, посвятившие ему десятки лет, они рассказывали о водных ралли, организованных ими совместно с группой украинских энтузиастов. В таком сложном деле не сразу все идет гладко. Судьям пришлось приложить много усилий, чтобы соревнования прошли успешно.

А потом мои спутники размечтались: если бы провести всесоюзные ралли – где-нибудь на Саянах или Алтае! Действительно, если бы провести!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены

в этом номере

Гигант среди гигантов

С первым секретарем Набережно-Челнинского горкома партии Раисом Киямовичем Беляевым, первым заместителем начальника строительства Камского автозавода Евгением Никаноровичем Батенчуком и главным специалистом технического отдела института «Гидропроект» Иосифом Сергеевичем Завалишиным беседует специальный корреспондент «Смены» Диас Валеев.