Филfuck

Кирилл Лакейхин|06 Апреля 2011, 16:06| опубликовано в номере №1758.1, апрель 2011
  • В закладки
  • Вставить в блог

Есть ли жизнь после филфака?

Скульптура во дворе филфака СпбГУ. Источник: citymurmur.ru

Я стою во дворике филфака СпбГУ. Проверяю на прочность два священных слова: филфак и университет. Конечно, стоит ещё пройтись по знаменитому коридору, где висят портреты великих лингвистов и русистов. Но что-то мне подсказывает, что академический дух переместился в воздух. Может быть, вон там, на скамеечке, сидит будущая нобелевская лауреатка? Её лицо, склонённое над томиком стихов Гёте, выдаёт затаённую страсть. Кого больше? Конечно, девушек. Они проходят мимо хохочущими стайками. Все разные, никакой кастовости, никакой истовой убеждённости на лицах, только одеты более затейливо и не так крикливо, как это делают их коллеги с журфака. И броши. Такой зрелый аксессуар непременно мелькнёт то на чёрной водолазке, то на белой блузе. А мысли какие?

Кто и зачем

По исследованию, проведённому рекрутинговым порталом Superjob.ru, при выборке 600 резюме от всех выпускников-филологов анкеты представительниц слабого пола составляют 73,5 %.

«Филушки» на вопрос «зачем вы пошли учиться на филфак?» чаще всего отвечают: «Я думала, что буду читать книги...» И в этом троеточии, паузе, которая следует после, столько романтического, неясно волнующего и беспомощного. Чтение не может стать результатом. И когда приходит понимание этого, наступает время троеточия, паузы и вопроса «что дальше?»

Ольга Залевская, филолог, журналист-фрилансер, 32 года: «В детстве у меня был образ меня в 32 года – образованной, незамужней, высокоинтеллектуальной и развитой, сделавшей карьеру, т. е. достигшей высокого профессионализма и уже готовой родить ребёнка. Можно сказать, что так я представляла себе «правильный» образ матери и женщины (как мать говорю и как женщина). На самом деле в 32 года я нашла себя в зеркально противоположном состоянии – два взрослых ребёнка, 15 лет стажа семейной жизни и ни одной приличной записи в трудовой книжке, никаких научных достижений, никакого профессионализма, о котором стоило бы упомянуть (улыбается)».

Анастасия Каретникова, 27 лет, филолог, преподаватель: «Было время, когда мне казалось, что из меня может быть толк, если я пойду в науку. Но теперь понятно, что для занятий филологией необходим особый склад ума, которого у меня нет. Филолог-учёный должен помнить очень много фактов, причём не приблизительно: «Я, кажется, о чём-то подобном когда-то читал», – а дословно. Есть много соседних с филологией наук, где я вижу себя: культурная антропология, социолингвистика, фольклористика...»

Дарья Кунцевич, 23 года, филолог, студент-магистр: «В прошлом году я закончила бакалавриат, появилось два варианта: продолжить обучение и пойти в магистратуру или начать работать. Достойной работы по специальности не было, а в магистратуре предложили получить двойной диплом с французским университетом в Бордо. Было бы глупо отказываться от такой возможности, поэтому первый семестр этого года я провела в Бордо.

За несколько месяцев до выпуска, когда я не знала, что меня ожидает, я чувствовала себя бесполезной. Одноклассники, которые учились на стоматологов и строителей, могли применить свои способности, я же после четырёх лет обучения могла похвастаться лишь умением читать и разумно (с переменным успехом) мыслить, я уж точно не единственная в мире с такими «сверхспособностями». Поступление в магистратуру отодвинуло ещё на два года мою неуверенность и самобичевание».

В словах каждой из говорящих девушек есть одна простая мысль: язык – это не специальность. И, судя по всему, она преследует их и после выпуска.

«Я бы весь корпус студентов разделил, наверное, на три группы, – говорит литератор и доцент кафедры зарубежной литературы СпбГУ Андрей Аствацатуров. – Есть основная группа, которая идёт туда, потому что их родители отправили. И потому что, наверное, к техническим наукам нет способностей. Это некоторая часть аудитории. Другая часть идёт, чтобы выучить иностранный язык и работать потом где-нибудь секретарём-референтом или переводчиком, или гидом-экскурсоводом. И какая-то незначительная часть идёт туда с изначальным интересом заниматься наукой. Но это очень незначительная часть. На самом деле в бизнесе или в менеджменте не так уж и требуется специальное экономическое образование. Там может и классический филолог работать, если он умеет думать и принимать решения. Поэтому не надо подходить к образованию строго прямолинейно – раз человек этим занимается, он и работать должен по этой специальности. Не надо думать, что образование должно подготовить человека к жизни в большом мире. Частично да, но это только одна из его целей. Цель образования – развить всестороннюю личность. Чтобы человек чувствовал себя счастливым, образованным, свободным».

Получается, что вопрос стоит ставить несколько иначе: где всесторонне развитая личность может себя проявить?

Лёгкость самовыражения

Исходя из цифр, около половины опрошенных смело махнули рукой на науку и работают в основном переводчиками, редакторами, журналистами, маркетологами, пиарщиками, менеджерами по персоналу и по продажам.

Согласно данным рекрутингового портала Superjob.ru, у преподавателей русского языка обязанности следующие:

• преподавание учебной дисциплины;

• разработка учебных программ, учебно-методическое планирование;

• подготовка учащихся к экзаменам (ЕГЭ);

• участие в семинарах, методических объединениях педагогов.

Анализ информации по уровню дохода специалиста – учителя русского языка и литературы:


Данные о заработных платах в исследуемых регионах позволяют выделить несколько основных зарплатных диапазонов. В каждом из них требования возрастают:


  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

2800 лет в ожидании конца (продолжение)

12 сценариев гибели Земли. Часть 2

Будни Неглинки

Путешествие по подземной реке

Простые идеи хороших парней

«Любая идея, чарующая нас, совершенно бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться» (Ричард Бах)

в этом номере

От богословия к ЕГЭ

Реформы образования в России

Рынок образовательных услуг

Проект закона «Об образовании» вреден для будущего России

Школа, good bye! Здравствуй, school!

Практические советы школьнику (и его родителям) за рубежом