Прохожие

Дмитрий Казнин|12 Апреля 2011, 15:52| опубликовано в номере №1758.1, апрель 2011
  • В закладки
  • Вставить в блог

Истории натурщиков

Перов В. Г., «Утопленница», 1867 г.

Почему никто не напишет историю безымянных героев, историю натурщиков, которые позировали великим художникам? А ведь имя им – легион. На каждой картине есть кто‑то, чьего имени мы никогда не узнаем, но кто навсегда останется в истории искусства под именем царя, героя, библейского персонажа, собирающей виноград красавицы. Эти люди проживали иногда короткие, а иногда долгие, но, как правило, совершенно неприметные жизни, хотя бывали и богами, и героями, и негодяями. Вот лишь несколько таких историй. 

История первая

Василий Григорьевич Перов долго не мог найти натурщика для «коренного». Ходил по улицам, вглядывался в лица, разглядывал нищих и бездомных.

И однажды увидел Васеньку.

Мальчик шёл с тётушкой, плохо одетый, с котомкой, скромный и светлый.

— Куда идёте?

— Паломниками, барин, в Троице-Сергиеву лавру.

Долго упрашивал Василий Григорьевич тётушку разрешить ему нарисовать Васеньку. Не соглашалась женщина, так как грех, ни к чему хорошему не приведёт это. Но он уговорил в конце концов...

Одним из признаков выдающейся работы тогда служило купит ли её Третьяков или нет, заинтересуется ли, вопреки мнению Синода, общественности, других художников, или пропустит мимо. Эту картину, с Васенькой, Третьяков купил.

А через несколько лет возникла на пороге дома Василия Григорьевича старуха. Сначала он не узнал в ней тётушку того мальчишки, натурщика.

Умер Васенька, как она и боялась, вскоре после паломничества. Женщина просила, умоляла художника отдать или продать ей портрет.

Василий Григорьевич отвёл её к Третьякову, показал картину, объяснил, что она ему больше не принадлежит. Тётушка упала на колени и простояла так перед Васенькой до сумерек. Несколько раз тихо входили в комнату Василий Григорьевич и Третьяков, а она всё стояла, плакала и молилась.

Перов В. Г., «Тройка», 1866 г.

Не зная, как ей помочь, художник в конце концов написал этюд Васеньки и подарил женщине. Она была счастлива и потом ещё долго слала Василию Григорьевичу письма. Рассказывала, что поставила этюд в красный угол, к иконам, и молится на него.

А Васенька остался для всех нас на картине «Тройка». В тряпье, надрываясь, тащит с братом и сестрой заледеневшую бочку с водой, волочит через советские учебники, через сочинения о нелёгкой судьбе простого народа в творчестве русских художников; скользит бочка, поскрипывая, прямиком в красный угол, где тётушка стоит на коленях, и ей очень хочется пить.

История вторая

Как‑то раз в поисках мёртвой натуры Перов зашёл в морг, и ему показали женщину, в которой художник узнал знакомую проститутку Фанни.

Когда он жил в доме у Васильева, Фанни ходила к ним в мастерские натурщицей, позировала.

— А что вы с меня рисуете такое? — спрашивала. Когда узнала что, впала в истерику. — Как, как я, падшая, да Божью Матерь изображать буду!?

Убежала. А потом долго болела — тогда проститутки жили тяжело, многие с туберкулёзом, вот и Фанни не была исключением, лечиться не лечилась, в один день пошла у неё горлом кровь, и Фанни умерла.

Перов написал с неё, мёртвой, «Утопленницу».

А скольких проституток писали другие художники, так даже их прозвищ история не сохранила. Вот и пойди разберись, с кого писана эта библейская героиня, и эта сказочная царица, и эта греческая богиня, или вон та кубическая женщина. А с кого писаны многочисленные «незнакомки»? Только слухи и предположения, да несколько рублей гонорара в холодные руки, чтобы накормить детей, выпить вина, купить дешёвое платье на воскресный день. А Фанни в истории искусства осталась.

Строго лежит белая женщина в чёрном на берегу Москвы-реки. Сидит рядом равнодушный городовой, курит в пустоту. Не подозревает, что перед ним тихо лежит Божья Матерь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Паоло Джордано

Физик по образованию, писатель по призванию

Гентский алтарь

Чудо бельгийского собора Святого Бавона

в этом номере

Филfuck

Есть ли жизнь после филфака?

Рынок образовательных услуг

Проект закона «Об образовании» вреден для будущего России

Заграница нам поможет

Как попасть в зарубежный вуз