Знаменосцы великих идей

Алексей Роготченко| опубликовано в номере №527, май 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

В романе «Знаменосцы» украинского писателя лауреата Сталинском премии Александра Гончара описаны освободительные бои Советской Армии на территории ряда европейских стран. Роман, согретый жарким дыханием эпохи, представляет собою поэтическое осмысление величественной эпопеи Отечественной воины. Показывая солдат и офицеров Советской Армии на фоне зарубежной действительности, писатель создал яркие образы советских воинов - знаменосцев передовых идей. Из обычных для военных будней фактов и явлений в романе складываются картины грандиозных событий.

Сейчас Александр Гончар получил Сталинскую премию и за третью часть «Знаменосцев», которая называется «Злата Прага».

В «Златой Праге» мы видим героев, уже знакомых нам по первым двум частям трилогии: мы снова встречаемся со старыми друзьями Хомой Хаецким, майором Воронцовым, «вечным солдатом» Казаковым, лейтенантом Сагайдой, отважным Васей Багировым. Но это уже другие люди: они обогатились опытом войны, духовно неизмеримо выросли, возмужали и ещё больше осознали значение и величие своего похода. Герои романа ясно понимают свою миссию. В здании венгерского парламента украинский колхозник Хома Хаецкий, который прошёл на Родине «академию социализма» и «передаёт свой опыт» тем, кто ещё только «за парту садится», рекомендует венгерскому художнику пересмотреть старые законы, хорошие оставить, плохие бросить в печь, а вместо них создать новые. Из неопытного юнца вырос в боевого командира и набрался солдатской мудрости Евгений Черныш. Таковы и все другие герои. Поэтому-то все, кого Советская Армия освободила от угнетения и рабства, с чувством глубокого уважения произносят имя советского человека. В бою, на фоне военных тягот и лишений, во всём обаянии раскрываются перед читателем простые советские люди с их высотой идейностью и моральной чистотой, с их достоинством и верностью долгу. Любовь к Родине направляет, ведёт их, движет всеми их мыслями и делами. С этой любовью для советского солдата нет непреодолимых преград. Нет на свете ничего сильнее, чем эта любовь, делающая простых советских людей богатырями!

Есть в «Златой Праге» волнующая и глубоко реалистическая сцена, которая убедительно раскрывает кровную связь советских воинов, находившихся за рубежом, с Родиной. Когда по флангам советских войск ударили немецкие танки и создалось тяжёлое положение, замполит Воронцов приказывает в этот миг вынести на поле жестокого сражения полковое знамя.

«Знамя несут! - неожиданно послышались в нескольких местах радостные голоса. - Знамя!... Змамя!...» Словно электрический ток пробежал по утомлённым лицам. Раненые поднялись, стали на колени. Все смотрели в сторону леса. Оттуда выходили, направляясь прямиком через поле, полковые знаменосцы... Привыкнув видеть святыню полка в голове колонны, телефонист надеялся и на этот раз увидеть за знаменосцами колонну боевого подкрепления. И странным казалось, что она, эта колонна, не вышла из лесу за знаменосцами. Однако она была! Взволнованный Маковой в радостном порыве как бы наяву увидел её. Увидел всех, кого привык встречать под знамёнами Родины, на бурных демонстрациях, на всенародных праздниках: отцы и матери сестры и одноклассницы, пионеры и учительницы - все они будто, в самом деле, шли сейчас за знаменосцами, спешили на помощь Маковею».

Александр Гончар выполнил наказ фронтовых друзей. С особой остротой он вспомнил их слова, когда летом 1945 года с группой советских воинов посетил скромный домик в Праге, где в 1912 году заседала историческая конференция большевистской партии с участием великого Ленина. «Густо загоревшие бывалые воины в орденах и медалях, с венками и флагами в руках поднимались за проводниками-чехами на четвёртый этаж, на высокий командный пункт гениального стратега революции. Несли ему великий сталинский рапорт, докладывали об исполнении его заветов. Задумчивые, притихшие, с пилотками в руках стояли среди венков и знамён, разглядывая отсюда самые далёкие горизонты истории, своё прошлое и своё будущее».

- Ленин привёл нас сюда как освободителей, - тихо произнёс кто-то из бойцов.

В пражском доме среди дорогих реликвий, воскресивших образ Ленина, у Александра Гончара оформился замысел будущей книги о советских воинах.

В «Златой Праге», как и в первых двух частях романа, превосходно описываются события фронтовой жизни, встречи с населением, освобождение невольников немецкой каторги.

Александр Гончар нарисовал яркие и многогранные образы положительных героев. Он превосходно выписал образ Воронцова - заместителя командира полка по политчасти, воспитателя и мужественного воина, молодого офицера Евгения Черныша. Восхищение читателя вызывает и благородный образ одной из героинь романа. Шуры Ясногорской. Писатель гордится своими соотечественниками и показывает то, чем сильны эти люди: их высокую идейность и любовь к Родине, братскую сплочённость, благородство души, кристальную честность, моральную чистоту. Это - то, что отличает советских людей от людей капиталистического мира. В любви партии, верности её идеям - наша сила.

Страницы романа, посвященные Праге, овеяны духом братской дружбы между чехами и русскими - воинами великого Советского Союза. Путь к Праге героев романа был тяжёл, но прекрасен. Об этом пути и рассказал талантливый прозаик Александр Гончар в романе «Злата Прага».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены