Дворец науки

Г Куликовская| опубликовано в номере №527, май 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это гигантское, величественное сооружение будет видно со многих точек столицы: с набережных Москвы-реки, с высоких домов в разных концах города, с гостиниц в Охотном ряду. И в непогодливом московском небе, и в ясной голубой лазури или ночью, озарённые огнями, замаячат его строгие четырехугольные башни, одетые в белоснежный камень. И каждый москвич с гордостью скажет своему гостю: «Посмотрите на юго-запад. Там, в куще зелёных рощ, где река обвивает Ленинские горы, стоит МГУ - самый лучший университет в мире... Это здание построено по инициативе товарища Сталина...»

Представим же себе, что это сооружение уже воздвигнуто, и с помощью творцов его проекта - лауреатов Сталинской премии действительных членов Академии архитектуры Л, В. Руднева и С. Е. Чернышёва, архитекторов-художников П. В. Абросимова и А. Ф. Хрякова - мысленно совершим экскурсию под его сводами.

Постичь полностью красоту и величие этого сооружения можно будет только вблизи. Ещё со стороны Калужского шоссе оно предстанет необъятной громадой массивных корпусов, соединённых в одно целое. Чтобы обойти их кругом, понадобится 30 минут, а общая длина всего периметра составит около двух километров. Кажется, что это даже не несколько зданий, а настоящий город с симметричными строениями, гордо вздымающимися над зелёными кронами яблонь и груш, берёз и тополей.

Но вот тенистые аллеи с фонтанами и цветочными клумбами приводят нас к главному парадному подъезду. Отсюда, снизу, невозможно даже разглядеть вершину этого дома-исполина, теряющуюся где-то в облаках. Вместе с потоком людей мы поднимаемся по широким ступеням меж мраморных колонн в просторный, богато отделанный светлым дубом вестибюль.

В основании этого здания находятся лифтовые холлы, столовые, гостиные, спортивные и актовые залы, водный бассейн, клуб.

Представьте себе, что мы сели в лифт-экспресс, бесшумно взлетающий ввысь. Сигнальная лампочка вспыхнула на цифре 8. Остановка. Этот этаж и следующий, девятый, занимает ректорат. Шесть этажей под ним принадлежат геолого-почвенному факультету. А на десятом этаже расположилось центральное управление межфакультетской библиотеки. Это своего рода штаб, направляющий работу всех читален, разбросанных в разных местах, и комплектующий литературу. В этой библиотеке будет находиться 1200 тысяч томов.

Если бы мы заглянули в одну из этих читален, то увидели бы светлый зал, в котором воздух так свеж, как в лесу. Специальные установки собственной «фабрики климата» посылают сюда тёплый воздух, очищенный от пыли и насыщенный влагой.

Мы снова возвращаемся в лифт. Мимо нас, как в разрезе, проносятся этажи, на которых расположены университетские кафедры, механико-математический и географический факультеты, музеи. Наконец мы на вершине. 26-й этаж непохож ни на какой другой. Он целиком предоставлен интереснейшему музею, повествующему об истории этого старейшего в нашей стране университета со времени его основания великим Ломоносовым. Анфилады залов окружены почти сплошь стеклянной террасой. Летом она открыта, и с высоты 200 метров открывается панорама столицы. В синеватой дымке пламенеют кремлёвские звёзды.

Отсюда ясно, как на ладони, видны и остальные сооружения дворца науки. С трёх сторон к центральной части здания примыкают 18- и 9-этажные корпуса, увенчанные белокаменными башнями. В этих корпусах живут студенты и аспиранты, профессора и преподаватели. В этом «городе» живёт около 7 тысяч человек. Каждый студент и аспирант имеют отдельную, хорошо обставленную комнату с отдельной прихожей и душем. Преподаватели занимают комфортабельные квартиры.

В юго-западной части возвышаются самостоятельные здания физического и химического факультетов, в северо-западной части - биологический факультет с ботаническим садом, оранжереями, аквариумами, питомниками и прудами.

Кругом воздух так чист, как в дачной местности. И это не удивительно. До самой Москвы-реки, находящейся километрах в трёх от этого места, шумят парки и сады, благоухают луговые травы и цветы. От главного подъезда к серебристой ленте реки тянется широкий проспект с галереей памятников знаменитым русским учёным. По бокам его скверы, бульвары, стоянки для автомобилей, площади с фонтанами...

Есть в нашей стране и за границей изумительные творения зодчества. Всему миру известны редчайшей архитектуры и художественной гармонии дворцы и храмы Италии и Франции... Есть в Америке дома-небоскрёбы, соперничающие по своей высоте с высотой гор. Но эти небоскрёбы, безвкусными, уродливыми коробками жмущиеся друг к другу, плохо служат человеку. Владельцы этих сооружений строили их для своего бизнеса, не заботясь об удобствах людей. Только в нашей стране делается всё для человека, только в нашей стране можно воздвигнуть такие монументальные сооружения, как Московский государственный университет, не сравнимый с роскошными дворцами Западной Европы, небоскрёбами Америки. В этом сооружении удивительно удачно сочетаются изящество и великолепие архитектурных форм с академической строгостью аудиторий, уют богато убранных жилых комнат с простотой и превосходным оборудованием учебных кабинетов и лабораторий.

Здесь всё предусмотрено для нормальной учёбы и здорового отдыха нашей молодёжи...

На строительную площадку в Ленинские горы ежедневно приезжают группы студентов. Юноши и девушки помогают строителям сооружать свой университет. На огромной территории действуют десятки машин. В недавно вырытые котлованы заложены первые сотни кубических метров бетона для фундамента. На заводах Урала и Украины заготовляются металлические конструкции для каркаса центрального корпуса. К Москве идут поезда с переливчатым мрамором Карелии и Кавказа для отделочных работ. На столичных предприятиях начинается обжиг керамических полых блоков, из которых скоро начнётся укладка стен и плит для облицовки.

Пройдёт ещё несколько лет, и на Ленинских горах поднимется величественный памятник эпохи социализма, символ сталинской заботы партии большевиков и советского правительства о развитии науки, о людях этой науки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены