Живые и мертвые языки мира

И Мещанинов| опубликовано в номере №451-452, март 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

О чём рассказывает академик И. Мещанинов

На земном шаре люди говорят почти на двух тысячах различных языков. Науке о языках - языковедению - в нашей стране придаётся огромное значение. Её проблемы разрабатываются в пяти научно-исследовательских институтах Академии наук СССР. Труды советских лингвистов занимают ведущее место среди работ учёных других стран. Очень много и плодотворно работает в области изучения проблем языка Герой социалистического труда академик Иван Иванович Мещанинов.

- Избранная мною специальность, естественно, поставила меня перед необходимостью знать большое количество языков, - рассказывает академик И. И. Мещанинов. - Моё знакомство с языками началось ещё в раннем детстве. Помимо родного русского языка, в семье меня учили говорить по-немецки. Позднее, в школе и в университете, я изучил английский и французский. Эти языки обычно требуются каждому, кто решил посвятить себя исследовательской деятельности о любой области науки. Без них невозможно следить за научной литературой, появляющейся в других странах. Один или два из наиболее распространённых иностранных языков нужны людям разных профессий. Морякам, например, совершенно необходимо знание английского языка, ибо международная морская радиосвязь осуществляется на английском языке. Для дипломатического общения, как известно, ныне приняты три языка: английский, русский и французский.

Постепенно я овладел итальянским, сербским, болгарским, польским, турецким языками настолько, что смог читать научную литературу. Уже на первых порах моей научной работы я убедился, какое увлекательное и полезное занятие - изучение даже таких древних, давно забытых языков, как например халдский язык, который был распространён на территории Армении в VI - VII веках до начала нашей эры. Прочтение древних халдских надписей, обнаруживаемых археологами, воскрешает перед нами историю Закавказья.

Особая задача стояла передо мной при изучении национальных языков народов Советского Союза. Население нашей страны говорит почти на 160 языках. Многие из них мало изучены и представляют для исследователя большой интерес. Некоторые народности до революции не имели даже своей письменности. Советское языковедение помогает развитию национальных языков, обогащает их. Вот пример того, как с введением письменности меняется весь строй синтаксиса и серия последовательно идущих простых предложений постепенно заменяется развитым строем сложного сочинения и подчинения. Возьмём дословный перевод хантыйской (остяцкой) сказки: «Лето есть. Один день настал. Свои сети взял. Рыбачить пошёл. Свои сети поставил. Рыбу добыл. На берег вышел. Пищу готовить стал. Огонь разжёг. Котёл повесил». С введением литературного языка эта сказка звучит уже иначе: «Однажды он взял свои сети и пошёл рыбачить. Поставив сети, он добыл рыбу и вышел на берег. Стал готовить пищу, зажёг огонь и повесил котёл». Наши учёные, изучая национальные языки, разрабатывают для них научные грамматики, составляют новые словари.

Из языков, на которых говорят народы Советского Союза, я изучил вначале азербайджанский, казахский, казанско-татарский и гиляцкий. Последний не имеет письменности, и мне пришлось запоминать его прямо на слух. Для того чтобы получить возможность сопоставлять языки различных систем, я ознакомился с группой северокавказских языков: адыгейским, кабардинским, аварским, лезгинским, лакским. Исключительный интерес представляют изученные мною языки народов Севера: ненецкий, селькупский (остяко-самоедский), юкагирский, алеутский, юитский (эскимосский), - а также языки африканского племени банту. Сравнивая структуру различных языков, мы выясняем основные принципы построения предложений и оформления слов, что очень важно для выяснения вопроса об их происхождении.

Меня иногда спрашивают: как можно удержать в памяти большое количество так мало похожих друг на друга языков? Я полагаю, что достигается это систематической тренировкой памяти и так же профессионально, как, скажем, память на цифры у бухгалтеров. Людям, усваивающим новый язык, очень важно часто практиковаться в разговоре и в чтении литературы. Сплошь и рядом овладение языком проходит без особых затруднений. Я вспоминаю разговор с молодым армянином, работавшим на цитрусовых плантациях. Это было десять лет назад, в армянском селении Эшери, в Абхазии. Юноше показалось странным, что я могу свободно разговаривать на четырёх западноевропейских языках. Но тут же выяснилось, что сам он, помимо родного армянского языка, знает абхазский, на котором говорит местное население, кроме того свободно владеет греческим, поскольку рядом живут греки, русским, который знаком почти всему городскому населению Абхазии, и, наконец, может объясняться на турецком, ибо не раз встречался с турками на базарах. Знание стольких разных языков стало для него естественным, потому что к этому его толкала необходимость общения с окружающей средой.

Изучая многообразие и богатство человеческой речи, учёные произвели интересный подсчёт количества населения, владеющего тем или иным языком. Наш русский язык, например, распространён и в Европе, и в Азии, и в Америке. На нём говорят в общей сложности до 200 миллионов человек, в то время как родным он является для 90 миллионов человек.

Рост международного значения СССР вызвал необыкновенный интерес к русскому языку во всех странах. Наша молодёжь вряд ли знает, что для иностранцев, изучающих языки, русский - является наиболее трудным. И тем не менее за рубежом - в Америке, Англии, Франции и особенно в славянских странах - им овладевает большое количество людей.

Широко распространён на земном шаре английский язык, на котором говорит не менее 250 миллионов человек, включая 106 миллионов американцев и 47 миллионов англичан, для которых он является родным. Французским языком пользуется 107 миллионов человек, из них для 45 миллионов этот язык родной.

На Востоке первое место по распространённости занимает китайский язык. На нём говорят свыше 500 миллионов человек.

Наряду с живыми языками, которыми пользуются люди в качестве разговорной речи, существует много мёртвых языков. Их число, по подсчётам учёных, превышает число живых. Мёртвыми у нас принято называть те языки, на которых теперь уже не говорят. На многих из них тем не менее имеется богатая литература. Примером может служить латинский - язык древних римлян. Культурное и научное значение их очень велико.

Усиление международных отношений между Советским Союзом и другими странами пробудило у нашей молодёжи понятное стремление к изучению иностранных языков. Люди, действительно желающие знать язык, при систематических занятиях овладевают им в течение двух - трёх лет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сокровищница идей Ленинизма

Как велась работа над подготовкой к изданию литературного наследства В. И. Ленина