Завод-автомат

А Морозов| опубликовано в номере №569, Февраль 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Капиталистический мир не сумел и не сумеет создать подобных заводов, ибо там инженерная мысль направлена отнюдь не на облегчение труда рабочего. Даже такое относительно несложное устройство, как конвейер, там - орудие пытки, и с годами его конструкция не только не улучшается, а ухудшается.

Американский журнал «Сайентифик Америкэн» никак нельзя заподозрить в сочувствии рабочим. Но и на его страницах было сказано, что в Америке на автомобильных заводах ради упрощения и ускорения подачи деталей конвейер часто располагают так близко к полу, что у рабочих происходит искривление позвоночника, опасные приливы крови к мозгу и т. д.

Высокая производительность автоматических машин привлекает конструкторов капиталистического мира, но самая идея автоматизации там зверски извращается: в цепь автоматически действующих механизмов включается человек! В Америке, например, выпускаются станки, на которых рабочий одновременно должен действовать руками, ногами и корпусом, нажимая на особый «хомут». Кажется, что станочник во время работы на подобном «автомате» танцует. Недаром фирма дала этому станку издевательское название «чарльстон».

Советские конструкторы автоматического завода не только стремились освободить рабочих от физического труда, но предусмотрели все, чтобы по возможности освободить людей от заботы о том, что где-то

может произойти поломка, какая-то деталь неожиданно выйдет из строя, машины или станки начнут давать брак.

На всём пути за качеством изделия следят недреманные «глаза» электромеханических устройств. Точнейшие калибры автоматически проверяют, например, ширину канавок для колец поршня, и, если окажется брак, конвейер тотчас останавливается. На каждом станке на высоком стержне укреплён треугольный фонарь, горящий бледно-розовым светом. Если с автоматикой произошло что-то неладное, фонарь немедленно загорается ярко-красным светом.

Особенный интерес представляют машина для подгонки веса лоршня и контрольно-сортировочный автомат.

Машина для подгонки веса снабжена двумя автоматическими весами, над которыми проходит маленькая «карусель» с поршнями. Колебание в весе лоршня допускается очень небольшое - всего ± 2 грамма. Каждый поршень автоматически устанавливается на тарелочку весов, взвешивается, а затем резец снимает с него лишний, так называемый «весовой» прилив.

Ещё сложнее контрольно-сортировочный автомат, сортирующий поршни ив четыре группы и клеймящий их. В зависимости от результатов точнейших измерений под клеймящий поршни молоток подводится клеймо соответствующей размерной группы; одновременно производится окраска внутренней полости поршня в один из четырёх цветов. Это невольно смущает даже привычный глаз: а вдруг где-нибудь всё-таки произойдёт неисправность и при счёте на секунды начнёт идти брак?

- Не может быть! - со спокойной уверенностью отвечает молодой человек, налаживающий контрольно-сортировочный автомат. - Такая возможность абсолютно исключена.

Этот молодой человек участвует в наладке завода-автомата, являющегося прототипом невиданных ещё производств, которые найдут широчайшее распространение в недалёком будущем. Несомненно, будет он налаживать и оборудование заводов, которые нам сейчас даже трудно представить. Наверное, вспомнит он тогда этот первый в мире завод-автомат, принявший на свои стальные, никогда не устающие плечи труд человека.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о легендарной Марфе-посаднице, о об интересных фактах биографии Саши Черного,  об одной из самых знаменитых пар советского кинематографа 60-70-х годов  Элеме Климове и Ларисе Шепитько, о жизни и творчестве  Ги де Мопассана, об одном из древнейших городов Подмосковья – Волоколамске, новый детектив Александра Аннина «Куркулиха» и многое другое.



Виджет Архива Смены