Я-11-17

Василий Ардаматский| опубликовано в номере №704, сентябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кто он, этот Рубис, так любовно ухаживающий за своей дверью? Коммерсант? Врач? Чиновник? Дементьев нажал кнопку в виде глаза в медной голове льва. Дверь открыла миловидная девушка. Ее голубые заплаканные глаза при виде немецкого офицера испуганно расширились, она невольно отступила назад и крикнула:

- Мама!

Дементьев, не раздумывая, шагнул в квартиру и захлопнул дверь. В переднюю вышла высокая седая, но моложаво выглядевшая женщина. И она, увидев немецкого офицера, застыла на месте с испуганным выражением лица.

- Прошу извинить меня, мадам, - обратился к «ей Дементьев. - Меня привела к вам необходимость. Нет ли у вас для меня свободной комнаты? Недели на две. Я, конечно, заплачу. Отели забиты, а жить где - то надо. И городу приходится делить с нами тяжесть положения... - Дементьев сказал все это с мягкой, подкупающей улыбкой.

- Пройдите сюда, - растерянно произнесла женщина.

Они вошли в просторный, со вкусом обставленный кабинет. По стенам были развешаны картины, много картин, и, как успел заметить Дементьев, все они хорошие. Женщина пригласила Дементьева сесть в кресло, а сама опустилась на диван. Она в упор рассматривала Дементьева и молчала.

- Это квартира художника Рубиса... - заговорила она, наконец, - но его нет... - Женщина поднесла ко рту платок. - Он позавчера умер, сегодня мы с дочерью его похоронили...

Дементьев встал:

- Я прошу извинить меня, мадам. Искренне сочувствую вашему горю. - Он стоял, скорбно склонив голову, думая, что именно в этой квартире ему и надо поселиться. - Может, как никто другой, - продолжил он, - я понимаю ваше горе. У меня в Берлине погибли все мои близкие. Все. - Дементьев сделал движение, будто собирался уйти.

- Одну минуточку, господин офицер... Садитесь, пожалуйста... Я хочу спросить у вас совета. - Женщина подошла к столу, отыскала там какую - то бумагу и протянула ее Дементьеву. - Вот. Примерно полгода назад мой муж получил от ваших властей вот эту охранную бумагу...

Дементьев быстро пробежал документ глазами. В нем говорилось, что художник Рубис А. А. является выдающимся живописцем и что находящаяся в его квартире коллекция картин пользуется защитой администрации. Подпись под документом - Мельх.

Дементьев с трудом подавил улыбку: этот Мельх попадается ему положительно на каждом шагу. Но в данном случае Мельх помог Дементьеву принять правильное решение. Гость стал внимательно всматриваться в картины.

- Какая прелесть! Огромный мастер! Ах, как хорошо!... - тихо восклицая он, переводя взгляд от картины к картине. - Да, все это великая ценность. Я вот думаю, достаточно ли прочная защита - бумажка из гестапо? Объявится какой - нибудь хам, а такие в нашей армии, увы, имеются, плюнет на эту бумажку я вывезет все картины. Ведь хамы, мадам, тоже разбираются иногда в ценностях...

- Боже, что вы говорите! - в ужасе прошептала женщина.

- Подобный инцидент был в Риге. Там один профессор пятьдесят лет коллекционировал фарфор. Он собрал вещи, которым нет цены. И вот однажды к нему на квартиру совершенно случайно забрели два солдата, они делали обычный обход. Им понравились красивые вещички профессора, и не известно, чем бы все это кончилось, если бы в квартире профессора не жил наш офицер. Он услышал шум, вышел из своей комнаты и, узнав, в чем дело, выставил солдат. А представляете, что могло случиться? Итальянский фарфор семнадцатого века в солдатском мешке... - Подбросив жене художника этот трагический сюжет с благополучным концом, Дементьев старательно делал вид, что рассказ не имеет никакого отношения к его визиту и что он сейчас распрощается и уйдет.

Приманка сработала: жена художника предложила Дементьеву поселиться в ее квартире.

- Инга! - громко позвала хозяйка. В кабинет вошла девушка, которая открыла Дементьеву дверь. - Познакомься...

Дементьев щелкнул каблуками и склонил голову:

- Капитан Пауль Рюкерт.

- Инга Рубис, - чуть слышно промолвила девушка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены