Вольнолюбивые стихи

Д Благой| опубликовано в номере №528, май 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пущин был прав. И не будучи членом тайного общества, Пушкин своим творчеством, «вольными стихами» и политическими эпиграммами, которые он стал в эти годы обильно писать, замечательно служил общему делу - «благой цели» декабристов.

В одном из последних своих стихотворений, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», в котором Пушкин как бы подводил итоги всей своей деятельности, он ставил себе в особую заслугу перед народом то, что в «жестокий век» царского и помещичьего произвола «восславил свободу». В нецензурном варианте об этом сказано ещё определённее: «Что вслед Радищеву восславил я свободу». Действительно, в одном из первых же стихотворений, написанных им вскоре после выхода из лицея, - в своей оде «Вольность» - он во весь рост ставит одну из основных радищевских тем - тему борьбы с самодержавием:

«... Владыки! вам венец и трон

Даёт Закон - а не Природа –

Стоите выше вы Народа.

Но вечный выше вас Закон.»

В этом же стихотворении Пушкин с исключительной силой гражданского и поэтического воодушевления даёт образ «самовластительного злодея» - царя - самодержца.

В написанном через некоторое время другом своём стихотворении, «Деревня», Пушкин подымает вторую основную радищевскую тему - тему борьбы с крепостным рабством.

На «Вольности» и на «Деревне» Пушкина лежит известная печать исторической ограниченности, свойственной периоду декабризма - периоду дворянской революционности. Но по силе ненависти к «самовластительным злодеям» на троне, по высоте негодующего гражданского чувства перед лицом угнетённого «диким барством» народа стихи Пушкина обладали громадным революционизирующим влиянием. В то же время в «вольных стихах» Пушкина необыкновенно ярко отразились и обаятельные черты, присущие «первому поколению» русских революционеров, - прекрасная молодость свободолюбивых стремлений, восторженно - страстное горение, пламенный революционный патриотизм, горячая вера в торжество «святой вольности». Таково вдохновенное послание Пушкина к Чаадаеву, которое для современников прозвучало - и продолжало звучать для последующих поколений - как своего рода юношеское объяснение в первой любви родине и революции:

«Любви, надежды, тихой славы

Не долго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы.

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье.

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой.

Как ждёт любовник молодой

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены