Вольнолюбивые стихи

Д Благой| опубликовано в номере №528, май 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Через год после разгрома Николаем I восстания декабристов Пушкин написал стихотворение «Арион»:

«Нас было много на челне;

Иные парус напрягали.

Другие дружно упирали

В глубь мощны веслы.

В тишине а руль склонясь, наш кормщик умный

В молчаньи правил грузный чёлн;

А я - беспечной веры полн.

Пловцам я пел... Вдруг лоно волн

Измял с налёту вихорь шумный...

Погиб и кормщик и пловец! –

Лишь я, таинственный певец.

На берег выброшен грозою. –

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою».

Прямо сказать о своих близких отношениях с декабристами, о своей верности заветам и политическим идеалам декабризма Пушкин не мог. Свирепая николаевская цензура никогда бы не разрешила напечатать такого признания, а самому поэту снова пришлось бы отправиться в ссылку, из которой незадолго до этого он был возвращён. И вот Пушкин говорит обо всём этом, но иносказательно. Под «пловцами», которые смело повели вперёд в опасную морскую пучину свой чёлн, он разумеет декабристов. Под шумным вихрем - катастрофу 14 декабря. Самого себя Пушкин имеет в виду, говоря о таинственном певце, который «пел пловцам».

Пушкин имел полное право называть себя певцом декабристов. Поэт родился и рос в бурное время, исполненное больших исторических событий, имевших очень важное значение в жизни русского народа.

За девять лет до рождения Пушкина появилась одна из самых замечательных русских книг, книга зачинателя русского революционного движения Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В этой книге, как и в написанной им оде «Вольность», Радищев бросил смелый и негодующий вызов самодержавной царской власти и крепостничеству. Радищев призывал крестьян подняться против своих вековых угнетателей - помещиков. За эту книгу Радищев был сослан в Сибирь. В 1802 году, когда Пушкину было только три года, Радищев умер. Но идеи Радищева нашли отзвук в передовых кругах русского общества. Через десять лет, в 1812 году, когда Пушкин уже учился в лицее, Наполеон, покоривший почти всю Западную Европу, вторгся в Россию. В ответ на это «поднялась дубина» народной Отечественной войны. Огромная армия Наполеона не только была почти полностью уничтожена, но победоносные русские войска, преследуя врага, взяли Париж и освободили другие европейские страны.

Однако освободивший Европу могучий и великий русский народ продолжал оставаться под крепостным игом. Это не могло не возмущать мысль и чувство лучших людей из самих же дворян. Через некоторое время стали организовываться тайные политические общества, члены которых ставили своей целью ограничение царского произвола и освобождение крестьян. Так же был настроен и молодой лицеист Пушкин. В 1815 году шестнадцатилетний поэт пишет стихотворение «Лицинию». Стихотворение якобы относится ко временам древнего Рима, но на самом деле Пушкин имеет в виду современную ему русскую действительность - жестокую. политическую реакцию, возглавлявшуюся царём Александром I и его любимцем, грубым, тупым и невежественным Аракчеевым. В дышащих высоким гражданским негодованием, смелых и энергичных строках современники без труда узнавали ненавистного всем Аракчеева. Заканчивается послание «Лицинию» грозным предостерегающим стихом: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Стихотворение «Лицинию» было первым гражданским выступлением Пушкина - поэта, как бы прологом в его будущую политическую лирику, прообразом его «вольных стихов» 1817 - 1820 годов. Многие товарищи Пушкина сразу же по окончании лицея вступили в тайное общество. Не менее вольнолюбиво настроен был и сам Пушкин. Однако, не доверяя его поэтической пылкости и оберегая поэта, друзья от него скрывали, что тайное общество существует. Догадываясь всё же о существовании общества, поэт болезненно переживал это. «Он затруднял меня, - рассказывает один из его самых близких лицейских друзей, декабрист Пущин, - опросами и расспросами, от которых я, как мог, отделывался, успокаивая его тем, что он лично, без всякого воображаемого им общества, действует, как нельзя лучше, для благой цели».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены