Минуту верного свиданья.
Пока свободою горим.
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ верь: взойдёт она.
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна.
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»
Вольные стихи Пушкина пользовались исключительной популярностью. «Не было живого человека, который не знал бы их», - свидетельствует Пущин. «Рукописных экземпляров вольнодумческих сочинений Пушкина... столько по полкам, что это нас самих удивляло», - показывал во время следствия над декабристами один из виднейших участников движения, приговорённый Николаем I к повешению, Бестужев - Рюмин. «В бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои», - сообщал Пушкину Жуковский. Объяснялось это тем, что Пушкин был в них органом общественного самосознания, выразил «дух» молодого поколения - мысли, чувствования и настроения наиболее передовых кругов тогдашнего русского общества.
Декабристы делали своё дело без народа, но их стремления шли навстречу народным чаяниям и интересам и поэтому, при всей своей классовой ограниченности, объективно всё же носили народный характер. Эхо самых передовых общественных слоев своего времени, литературный трибун декабристов, их поэтические уста, Пушкин имел тем самым право сказать о себе в одном из стихотворений этого периода: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа».
Не удивительно, что смелый и неподкупный голос молодого поэта привёл в ярость и царя, и Аракчеева, и реакционные круги дворянства. Задолго до того, как пострадали друзья Пушкина, входившие в состав тайных обществ, он - первым из всех - уже понёс суровую политическую кару: по личному распоряжению царя был в мае 1820 года выслан почти за полторы тысячи вёрст от столицы, на юг, а оттуда, четыре года спустя, переброшен в другой конец страны - в «далёкий северный уезд», в глухое деревенское захолустье, село Михайловское.
Но вольный голос Пушкина - поэта свободы, «друга, брата, товарища» декабристов - продолжал громко звучать и в ссылке. Общаясь в это время с кругами южных декабристов, Пушкин жадно рвётся к немедленному революционному действию. Он публично высказывает самые радикальные взгляды на самодержавие и крепостничество. В стихотворении «Кинжал» он прямо призывает к расправе с царём:
«Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал.
Последний судия позора и обиды.
Где Зевсов гром молчит, где дремлет меч
закона,
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.