В погоне за скоростью

Леонид Репин| опубликовано в номере №867, июль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

1955 год. Успешные испытания проходит большая модель с мотоциклетным двигателем. Конструкторы убеждаются в большой перспективе, которая открывается перед совершенно новым видом наземного транспорта.

Мы сказали «наземный транспорт». Нельзя ли сказать несколько точнее— «автомобиль», например? А может, это не автомобиль, а судно? Хотя с таким же успехом новый аппарат можно назвать и... вертолетом. А может быть, назвать его «воздухопод» (от «воздушной подушки»)?

А теперь отправимся в Ленинград, к авторам первого советского судна-вездехода «Нева». Постойте, но почему же все-таки «судно»?!

А дело в том, что по земле и по воздуху мы научились двигаться с весьма значительными скоростями, а вот «а воде достигли немногого. Отчего? Объясняется все просто: виновато сопротивление среды. Как же преодолеть его, как свести на нет или хотя бы уменьшить? Инженеры искали долго. В результате появились суда на подводных крыльях. И сразу скорость резко возросла: восемьдесят, сто километров в час! Но вот беда: новые скоростные суда, хотя их осадка гораздо меньше, чем у обычных судов, все-таки не могут ходить по мелководным рекам. Речные мели и для них остались неодолимой преградой. А ведь мелкие реки могут служить отличными трассами. Это — шоссе, которое не надо строить. И их много, этих голубых дорог. В нашей стране их общая длина превосходит триста тысяч километров!

...Низкое, приземистое тело корабля длиной в семнадцать метров и шириной в шесть с половиной было бережно опущено на асфальтовую площадку возле небольшого пруда. В просторном, светлом салоне «Невы», рассчитанном на 38 пассажиров, пусто. Только в застекленной рубке — летчик-испытатель. Мы не оговорились — именно летчик, ведь «Нева» — это своеобразный гибрид судна и вертолета! Но вот команда: «Включить двигатели!» Мощный гул моторов — и «Нева», дрогнув, приподнялась над асфальтовой площадкой.

Спустить на воду корабль — в общем-то довольно сложная задача, ну а «Нева» взяла и съехала своим ходом в воду. Это было крещение нашего первенца на воздушной подушке. Вскоре после этого начались испытания на просторе: быструю «Неву» приняли воды Финского залива. И вот результат: скорость около шестидесяти километров в час! Совсем неплохо для новичка. И это в первый же день испытаний!

Впрочем, именно с первых шагов «бегущие по волнам» начинают изумлять нас. Сто двадцать километров в час показала на воде и около шестидесяти на льду «Радуга» — новое пятиместное судно на воздушной подушке, созданное горьковчанами. Отличные скоростные качества продемонстрировал автолет «Вихрь» — последнее слово советских инженеров.

Колеса или... ноги?

Пусть вас не удивляет этот заголовок. Вспомним, как легко скачет лошадь по сильно пересеченной местности. Здесь за ней не угнаться ни одной колесной машине! Выходит, ноги не так уж и плохи. Значит, идея заменить колеса ногами только на первый взгляд может показаться нелепой.

Впрочем, далеко не все считают эту идею нелепой: сейчас ученые нескольких стран работают над созданием шагающих машин.

Зачем они нужны? Не рано ли отправлять колесо «на пенсию»? Нет, колесо нам еще послужит — на хороших дорогах, на гладких шоссе. А вот на труднопроходимой местности, на глубоких снегах и сыпучих песках шагающие машины будут очень полезны. И не только на земле.

...Подняв мириады пылинок, ракета опустилась на мягкий грунт. Открылся люк, и на почву нашей космической соседки высадилось странное существо. Некоторое время оно лежало неподвижно, потом вдруг зашевелилось, появились тонкие членистые ножки, развернулась антенна локатора. Еще несколько минут — и машина сделала свои первые шаги там, где не ступала нога человека. Еще немного времени — и скрылась она за грудами камней...

Приблизительно так представляют себе американские ученые своего первого лунного исследователя-робота. Не будем гадать, так или не так будет выглядеть лунный исследователь. В одном мы уверены: на борту первого из них будет гореть алая звезда.

Чем же прельстили механические пауки ученых?

Давайте представим, что нам с вами нужно выбрать тип машины для лунного климата. Начнем с обычных, колесных машин. Их кандидатура сразу отпадает: они громоздки, обладают невысокой проходимостью. А если вы вспомните о резких колебаниях лунной температуры, то сразу станет ясно: резиновые шины таких машин днем будут плавиться, как воск, а ночью трескаться и разлетаться вдребезги, как первый осенний ледок на лужицах.

Другое дело — гусеничные машины. Они могут преодолевать трещины, подниматься по крутым откосам. У них, пожалуй, с точки зрения лунного шофера, только один недостаток: сам механизм таких танкеток довольно сложен, многие его части находятся снаружи и открыты для опасной пыли.

А вот машины на лапках здесь могут быть очень полезны. Они легко складываются, и их удобно доставить из земной гавани в лунный порт — машины займут в ракете совсем немного места. Кроме того, они требуют гораздо меньше энергии, чем колесные машины. И уж, конечно, умеют преодолевать гораздо более сложные препятствия.

Итак, первый этап знакомства с шагающими машинами закончен. А сама идея замены колеса уже не представляется абсурдной. Напомним, что еще великий русский механик и математик Пафнутий Львович Чебышев изучал законы шагания и даже разработал и построил первый в мире шагающий механизм. Чебышев называл его стопоходом, или переступающим механизмом.

Голенастые автомобили начинают делать свои первые шаги. Пытаться предсказать их судьбу — все равно, что предсказать судьбу ребенка. Но ведь обязательно приходит время, когда ребенок выпускает из рук спасительный подол матери и шагает уже сам. И чем больше проходит времени, тем шаги эти делаются увереннее и тверже.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Начало революционной деятельности Ленина

Из материалов первого тома «Истории Коммунистической партии Советского Союза» в шести томах, подготовляемой к изданию Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.