В листопад

Дм Зуев| опубликовано в номере №632, сентябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лес примолк. Грибникам и охотникам приятно ходить по нарядному чернолесью. Без ветра трепещут осины на ярмарке листопада. Тих томный шелест жёлто - лимонных берёз. Вспыхнули оранжевые созвездия кленовых листьев, изредка мелькнёт сине - алая сыроежка. И красный мухомор. не тронутый ни улитками. ни людьми, до снега стоит в своей холодной и ядовитой красе.

Выползла и клубком свернулась на пне змея: летом привыкла греться в жарких лучах; но уже не тот свет, ознобило жало негреющее солнце, и змея заегозила, поползла под корни пня на зимний сон.

Шорох падающих листьев пугает зайца. Трусит косой: погоня по пятам мерещится, кажется, что крадётся из - за куста лиса или волк. Не ложится зайцу в лиственной чаще, бежит белоногий с испуга на выселки в хвойники, на вырубки - сечи.

Веют костры листопада. Наступила поздняя пора увядания и истомы в природе. Только тешит взоры немеркнущая краса - зеленеющий дремучий бор.

Словно дверь в весну, окружённая стеной сосновых стволов раскинулась широкая поляна. Пышно курчавятся под ногами жёсткие султанчики мелких лилово - розовых цветиков. Поздно цветёт вечнозелёный вереск - боровица. Все поляны, прогалы и лонги в борах глушит вездесущий вереск, по - народному «рыскун - трава». Лета ему мало. И под снег уходит вереск с цветами.

Охотник шагает по лесу, то скользя по золотой суше рыжих иголок опавшей хвои, то утопая в мягком бархате моховых кочек. Задумчив хвойный бор. Прислушиваешься, и ухо внемлет тонкому хрустальному посвисту с обрывистыми переливами. Это перекликаются свистунки - рябчики. Тончайший свист лесных отшельников гармонирует с потаённой тишью глухомани. В эту пору добычливы рябчиковые охоты на манок (пищик).

Туго набили зобы спелосочными ягодами глухари, тетерева. Линяют, переодеваются в белое перо куропатки. Где - то невидимо в пышно - вздутых голубовато - синих подушках ягодных кочек сидят, нахохлившись, сытые птицы. Только собака найдёт их убежище. Непостижимо чует она не видимые охотнику следочки - тонкие чёрточки птичьих лапок на траве.

Умный пёс осторожно ставит лапы, будто боится помять кудреватые, вянущие листья папоротника. Поспевает за собакой охотник с ружьём наизготовку, следит за изящными движениями пса.

На мху нерощёная плантация зрелокрасной клюквы. Полегли пухлыми перинами и, кажется, волнами колышутся красноватые мхи с седыми гребнями. А кочки, как клумбы в саду: ярко - красный черничник и брусничник, фиолетовая ботва голубики, пурпуровая толокнянка. Бронзовеют богульники. Зарделись стебель зверобоя и ивовые листочки иван - чая.

... Хлопанье мощных крыл. Зоркий глаз охотника впивается в ягодник. Грузно поднимается оттуда огромная птица. Торчат лапы, вытянуты крапчатый хвост и толстая бородатая шея с зеленоватым отливом. Плавно лавирует птица среди ветвей и уходит в хвойную синеву. Улетает без выстрела седой глухарь - краса мшистых боров. Ружьё отнимается от плеча.

Запретная дичь! Сеттер укоризненно косится на оцепеневшего охотника, недоумевает. Какое сеттеру дело до статьи закона, карающей браконьеров, нарушителей правил охоты!...

Стрелок ищет в лесу вальдшнепов, осенний отстрел их разрешён.

Вальдшнеп - единственная перелётная охотничья лесная птица. Прилёт его замечают не только охотники. «Валешни потянули!» - скажет колхозник, увидев над головой красно - бурую птицу в тихом розовом сумраке апрельского вечера, когда весь лес пропах душистым ароматом распускающейся берёзы.

А в октябре таинственно, невидимкой улетает от нас этот «лесной красавец», как кукушка или козодой, не стаями, а в одиночку. И тогда - то, в листопад, бывает интересна охота с легавой собакой на «высылках вальдшнепа» - так называют остановки птиц в при - польных лесах и оврагах.

Не по всякому лесу ищут с собаками вальдшнепов на пролёте. Молодые хвойные и лиственные поросли, припольные кустарники. опушки, перелески, кудрявый молодой дубняк, склоны лесных оврагов - вот где найдёшь их.

Не спеша бредёшь под тихой сенью. Кругом задумчивая тишь. Только дятлы стучат и вкрадчиво посвистывают синицы. Лопаются черенки, отрываются и падают на блёклую траву листья. Сорвется кленовый лист, заныряет и мечтательно кружится в воздухе, будто место выбирает, где лучше ему упасть.

По цветистым кустикам вереска сквозь рисунчатые сплетения розово - фиолетовых кустов бересклета иноходцем семенит статный красавец - красный сеттер. Высоко поднята голова: чует пёс запах дичи. Улепётывает впереди вальдшнеп. Осенью не таятся птицы, на крыло надеются, близко подпускают к себе охотника с собакой. Сытый и смирный осенний вальдшнеп укрывается под зонтиками кустов, в пышных кудрях дремлющего бронзового папоротника - орляка.

Встала, застыла наконец собака. Стойка! Поднята голова, вытянут дрожащий шёлковыми подвесами шерстинок хвост, по - охотничьи «перо». Волнение собаки передаётся охотнику.

Ружьё на вскидке. Вальдшнеп мастерски лавирует меж ветвей. Опустив клюв по брюшку, он умеет, согнув дугой шею. вспорхнуть из - под ног. винтом вокруг ствола взлететь к вершине дерева и скрыться с глаз. Эта стрельба очень трудна в чаще. Иногда охотник стреляет наугад, не видя толком цели.

От листа вальдшнепа трудно отличить. Не сразу найдёшь птицу. упавшую в ворох листьев. Сливается она цветом оперения с опавшей нарядной листвой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены