В далеких гаванях

И Гайдаенко| опубликовано в номере №530, июнь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Нет, - отвечает префект, - соль.

- А зачем же ограда?

- Для того, чтобы сюда не заходили посторонние, - не задумываясь, врёт нам префект.

На самом же деле это ограда для невольников, работающих на промыслах.

Да, здесь работают рабы. Ниже уровня океана раскинулась небольшая песчаная долина. По каналам, прорытым в почве, в обширные, но мелкие водоёмы поступает океанская вода. Здесь она испаряется, а на дне водоёма остаётся толстый слой белой соли. Сотни голых и босых людей бродят по острым, как стекло, соляным кристаллам, лопатами собирают соль и сносят её к белым пирамидам.

Трудно назвать их людьми. Это высохшие мумии, тени. Тонкие, как плети, руки, сухие, как щепки, ноги, маленькие, чуть побольше кулака, головы... Тело покрыто красными язвами, соль разъедает раны, струйки крови текут по телу и застывают чёрными подтёками...

Люди не разговаривают между собой. Они тупо смотрят в землю. А иногда исподлобья взглянут на надсмотрщиков и опять потупят взор.

- Дикие люди, - с презрением роняет префект.

- Да, - вполголоса произносит кто - то из наших, - заставили бы тебя так жить и работать, какой бы ты стал?

Здесь же, на промыслах, из камня выложено что - то наподобие стен дома, только без окон и без крыши. В этом каменном ящике живут рабы. Кто знает, чем их кормят! Префект говорил, что они едят даже сырую рыбу...

Люди здесь умирают каждый день, здесь их и хоронят, за проволочным заграждением.

Иногда ночами узники прорывают под стенами каменного ящика норы, распутывают колючую проволоку и бегут в горы. Они живут на деревьях, кормятся дичью и сами дичают. Они прячутся от белых варваров так, как когда - то прятались их предки от зверей. Каждую неделю в горы и в заросли отравляется полицейская экспедиция. Пойманных снова заточают в лагерь рабов.

На обратном пути мы побывали в одном из пещер, вырытых в почве на берегу. Здесь живут люди. Посредине пещеры горит костёр из сухого дёрна, в консервной банке варятся какие - то коренья. В угол забились испугавшиеся нас два малыша. Полунагая хозяйка кладёт в ракушку нечищенную рыбу - готовит обед. Пещерные люди! Но это не экскурс в историю, это явь...

... На зелёных водах покачивается французский крейсер, только что пришедший из Мадагаскара. Он там громил ветхие хижины восставших рабов. Теперь он приплыл сюда и видом своих пушек напоминает туземцам, что визит этот не значит «зашёл в гости» - это только этикет, а за ним есть слово «хозяин», у которого снаряды и патроны, у которого в случае чего не дрогнет рука...

... Костёр в пещере погас Готов обед. И когда сизый, едкий дым вышел из этой тесной дыры, в углу на стене мы увидели портрет И. В. Сталина, человека, на которого с любовью и надеждой смотрит весь мир угнетённых.

В Бельгии

В Антверпен мы прибыли ночью. Выспаться, однако, не удалось. На заре меня разбудил шум за иллюминаторами. В каюту врывались извне нестройный гул мужских и женских голосов, детский плач и... кудахтанье кур и пение петухов.

Я поспешил на палубу. Было тихое свежее утро. Вокруг подымался лес корабельных мачт и снастей, крыши портовых складов заслоняли родившееся солнце.

Взглянув вниз, за борт судна, я увидел необычную картину. Наш пароход со всех сторон был окружён множеством барж. На палубах развешивали бельё и готовили пищу женщины, играли дети. На многих баржах совсем по - домашнему бродили «оморячившиеся» куры, зеленели маленькие огороды...

- Мы не бельгийцы, мы особая нация - речники, - говорят с горечью жители барж, - у нас даже земля своя...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены