В далеких гаванях

И Гайдаенко| опубликовано в номере №530, июнь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из путевого блокнота

Плещет залитая солнцем гладь Финского залива. Впереди на фоне голубого неба маячит чёрное громадное облако: это дымят трубы заводов. Запах заводского дыма доносится в море.

Постепенно вырисовываются златоглавые купола Исаакиевского собора. Здравствуй, долгожданная Родина! Четыре месяца я бороздил далёкие моря, плыл под холодными звёздами, под чужим небом. Более ста дней я не видел тебя, родная сторонка, не дышал твоим освежающим воздухом, но я всегда был с тобой, Родина, - нас соединяли всегда и всюду сердца, думы, мечты.

Я открываю свой дорожный блокнот. Пестрят исписанные страницы - это месяцы и 37 тысяч пройденных километров, это далёкие города, белые и чёрные люди, заморские страны, оставшиеся далеко позади, за серой полосой горизонта.

В КОНСТАНЦЕ

Из Одессы наш пароход «Михаил Кутузов» направился в Констанцу. Последний раз мне довелось побывать в Констанце в 1938 году.

На этих же самых улицах суетились маклеры и спекулянты, в рестораны зазывали прохожих девушки.

Сейчас всего этого нет. Не стало бездельников и кутил, исчезли «ресторанные барышни».

- Контингент покупателя резко изменился, - говорили нам во многих магазинах.

Это не трудно заметить и самому: вот у магазина остановилась крестьянская телега. Человек в бараньей шапке смело входит в помещение. Он покупает мануфактуру и обувь, продукты и домашнюю утварь. Основными покупателями стали сейчас трудящиеся - рабочие, крестьяне, служащие, ремесленники.

... Вокзал. Сегодня из Брашева прибыла первая партия тракторов. Эти машины сделаны на румынском заводе, из румынских материалов, руками румын, Платформы с тракторами обступили крестьяне. Они, как чудо, разглядывают колёсный трактор, который освободит их от допотопной сохи и превратит ещё не тронутые пустыри Румынии в плодородные земли.

- Хороша машина! - восхищается низенький человек в лохматой шапке и в латаной домотканной куртке, нежно поглаживая шершавой рукой хлебороба железное колесо машины. - Хороша».

На перроне полно парней и девушек. Они смеются, шумят. Сегодня группа молодёжи уезжает из Констанцы в город Краев поступать в недавно открывшийся университет. Все они дети простых рабочих, многие из них уже сами работали на заводах, в мастерских, и сейчас впервые перед ними открылись дороги к науке. Григорий Кориеш имеет среднее образование. Раньше он работал кельнером в ресторане. После падения режима Антонеску он работал в лаборатории нефтеконторы, сейчас он едет учиться и хочет стать химиком. Анна Бозе - дочь заводского мастера. В конце войны её отца замучили гитлеровцы за то, что он медлил с ремонтов немецких подводных лодок. Сейчас Анна уезжает в университет с надеждой стать учительницей. Мать Анны, пожилая, измученная женщина, смотрит на дочь и не может удержать слёз. Анна успокаивает её:

- Мама, ну чего ты плачешь? Радоваться надо...

- Плачу... Не верю, что дождались радости... Отец не дождался.

На площади выставлено огромное панно. На нём изображены три женщины: студентка с книгой, крестьянка с серпом и работница с молотком. Они смотрят вдаль - в будущее. Панно символизирует великие перемены в судьбе румынской женщины, ставшей равноправной гражданкой народной демократической республики.

... Мы в порту. Трещат пневматические молотки. Ярко вспыхивает электросварка. На заводе достраиваются новые суда, грохочут лебёдки, суетятся катеры, у причалов грузятся и разгружаются суда под флагами разных стран. К дальнему рейсу готовится румынский лайнер «Трансильвания», в море уходит трёхмачтовое судно «Мирна» - бывшая королевская яхта; теперь на яхте морская школа. У входа в порт стоит эскадренный миноносец. На нём реет флаг народной республики.

- Теперь всё это наше, - говорит майор Бореску. - И оно будет нашим, пока светит солнце созидательного труда, дружбы народов, демократии, свободы и мира.

Во французском Сомали

Во время нашей стоянки в Джибути мы посетили находящийся поблизости соляной промысел. Наше внимание привлекло густое проволочное заграждение.

- Что здесь добывают, золото?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены