Ут-арба

Е Ришин| опубликовано в номере №18, ноябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Так было в Джетысу...

Чтобы лучше закабалить киргиз, чтобы легче сосать из них пот и кровь, чтобы шире развернуть грабеж и насилие - в 1913 году начали строить капиталисты железную дорогу в Джетысу.

Угрюмо встречало население стальной путь. Боялись дороги дехкане и скотоводы. Дорога для них значила - новое угнетение, новые лишения, новые слезы. И подрядчики, строившие Семиреченскую ж. д., как бы заверяли в этом. По линии строительства творились грязные дела: до истощения работал украинский мужик, в голодуху пришедший в далекие края добыть кусок хлеба, задарма несли повинности киргизы, притеснения гуляли широко...

Страшна дорога была для киргиз. И часто бывало, что когда доходила дорога до аулов и кочевьев, снималось население и бежало за десятки верст...

Так мощное орудие культуры и техники в руках капиталистов служило угнетению и превращалось в ненавидимое массами чудище...

В 1917 году Семиреченская дорога была выстроена до ст. Бурное (218 верст). Стройка затем стала...

Новая жизнь пошла в Джетысу.

Советская власть повела киргиз по новому пути. Свободный дехкан и скотовод принялся за налаживание хозяйства, за просвещение, за освобождение аула и поселка от вековой тьмы.

И тут встали великие препятствия.

Много хлеба и скота в Джетысу, а девать его некуда. Надо вывозить, а средства сообщения - степной грунт да лошадь.

Попало Джетысу в заколдованный круг. Нищета от обилья. Много хлеба, нельзя его вывозить и идет хлеб за бесценок. Простор спекулянту, горе - дехкану.

Нужны продукты промышленности. Нужда во всем: керосине, мануфактуре, сельскохозяйственных машинах, сахаре и мн. другом. А товаров мало, трудно привозить. Цены взвинчены так, что и середняк не подступит.

Джетысу задыхалось, будучи закупорено. Нужен выход на внешний рынок, нужна связь с центральным Туркестаном и СССР.

И для всей Средней Азии вопрос смыкания с мощными Джетысуйскими хлебными и сырьевыми богатствами - острый и больной вопрос.

Центральный Туркестан - хлопководческий центр СССР. Но, чтобы хлопководство развивалось нужно обеспечить хлопкороба хлебом. И хлеб в Туркестан ввозится из центра России. Невыгодно это, дорого, нет постоянной базы. А тут около, в Джетысу, моря хлеба и мяса ждут выхода, гибнут.

Как быть? Как выйти из такого положения?

Выход один - в Джетысу нужна железная дорога.

Скрестились все пути Джетысу на железной дороге. На ней чаяния всех масс населения. Дорогу, от которой прежде бежали, теперь стали просить. Ибо раньше она была носителем гнета и насилия, сейчас - путь к светлому будущему.

В тяжелые годы гражданской войны, тихохонько, в перевалку шла железная дорога за ст. Бурное. Строила Советская власть и довела в 1921 г. до г. Аулиэ - Ата.

Потом опять замерла стройка. Но ненадолго.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 3-м номере читайте  о жизни и творчестве  писателя Мамина-Сибиряка,  о широко популярном явлении с Москве прошлых лет – «ярмарке невест»,  о простой русской девушке, вышедшей замуж за принца Сиама,  о союзе, который называли «браком века» Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона, о героической судьбе легендарной советской летчицы Валентины Гризодубовой, о возможном прототипе Робинзона Крузо,  кончание детектива Анны и Сергея Литвиновых «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать…» и многое другое



Виджет Архива Смены

в этом номере

Десять книжек, которые должен прочесть каждый комсомолец

Первый круг чтения молодого рабочего. Составлено политпросветом ЦК РЛКСМ