Он учился в Москве

Г Гулиа| опубликовано в номере №535, сентябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Бывало, закроет глаза Пётр Чантурия и задумается: что ждёт его после окончания средней школы? Всякие приятные картины рисовались ему, и совсем не пугало будущее. Одно казалось совершенно незыблемым: он продолжит учёбу. Его друзья (а числом их было немало) стояли на том же; каждый из них заранее облюбовал себе специальность. О будущем думалось как - то легко, знай, расчерчивай себе мысленно путь, как на чистом листе бумаги, и казалось, так всё и будет. «Юношеское легкомыслие?» - опросите вы. Нет, я бы не сказал этого.

Вот отец Петра, скажем, он тоже когда - то учился. Ходил в двухклассную школу. Прежде, в царское время, поищи в Абхазия другую, - спасибо, хоть эта имелась. Помнит отец, как в один прекрасный день к окружному управлению подъехала добротная коляска и из неё вышел солидный мужчина, розовощёкий, как говорится, кровь с молоком. Его встретили традиционным хлебом - солью и тут же, улучив минуту, представили нижайшую просьбу.

- Захотели гимназии? - удивился высокопоставленный чиновник, подозрительно оглядывая горожан. - Разве у вас нет школы?

- Всего - навсего двухклассная, - объяснили ему.

Чиновник подумал, а потом сказал внятно и громко, чтобы слышали все и ни у кого никаких сомнений не оставалось:

- Тот, кто хочет учиться, научится и в двухклассной. А лентяю и гимназия не поможет.

- Вот и мечтай после этого, - говорит Ясон, отец Петра Чантурия, вспоминая прошлое.

Ну, а нынче не то, совсем не то. В Сухуми, как говорится, не сходя с места, можно получить не одну специальность. Есть техникум индустриальный, есть сельскохозяйственный, есть педагогическое училище. Можно стать историком, литератором, математиком с высшим образованием и географом тоже.

Мальчики, друзья Петра, часто прикидывали, кому какая специальность более всего по душе. Но как доходил черёд до Петра, заминка получалась. Говорил нехотя, намекал на дальнюю поездку, а какую, неизвестно...

- Рано ещё, - отшучивался он, - целых два года впереди.

Но закроет, бывало, глаза Пётр Чантурия (теперь можно признаться в этом) - передним, как в зеркале, чистом и высоком, Москва. Он много слышал о ней, видел её на картинках, видел в кино и, казалось, хорошо знает Москву. Он думал так - и собирался в Москву, как в очень знакомый, близкий и дорогой молодому сердцу город. А когда принял решение твёрдо, осталось одно: заниматься, как говорят, до седьмого пота... Это было незримое, неведомое никому, кроме Петра, соревнование с не знакомыми ещё московскими учениками, тоже будущими студентами.

Лето 1938 года. Оно принесло много радости: Пётр Чантурия окончил школу одним из первых учеников и получил право поступить в институт без экзаменов. Это была первая серьёзная победа в жизни молодого человека. И Москва стала из мечты реальностью: не сегодня - завтра он ступит на её землю...

- Каким будет тот час?

Тысячи юношей и девушек задавали себе такой же вопрос. И в этом нет ничего странного и удивительного. Самое интересное заключалось в том, что сам собою рождался ответ на этот вопрос, ответ, не высказанный вслух, но прочно обосновавшийся в самом неспокойном уголке груди - горячем юношеском сердце. Этот ответ вселял уверенность, он как бы подстёгивал, подбодрял:

- Час тот будет счастливым. Становилось очень хорошо при мысли о том, что как бы ни окончились хлопоты в институте, предполагалось. Архитектурном, время, проведённое в Москве, будет обязательно светлым и радостным.

В Архитектурном институте от Петра потребовали сдать рисование. Какой же ты архитектор, ежели не умеешь рисовать? Всего один - единственный экзамен... Надо прямо сказать, Чантурия - не бог весть какой рисовальщик. И сам он это отлично сознавал. Не скрыл от него этой правды и молодой ассистент с бледным лицом и большими роговыми очками. Он настоял на том, чтобы Пётр экзаменовался как можно раньше.

- Если с рисованием будет не совсем ладно. - пояснил ассистент, - вы поступите в другой институт.

Это был настоящий дружеский совет.

- Большое вам спасибо, - сказал Пётр.

Ассистент улыбнулся. Он поставил перед экзаменующимся большую гипсовую фигуру и отошёл в сторону.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены