Молодые лауреаты

В Ширинский| опубликовано в номере №535, сентябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Победы представителей Страны Советов на международных конкурсах давно уже стали прочной традицией. С 1927 года, когда в конкурсе на лучшее исполнение Шопена первое место занял девятнадцатилетний советский пианист Лев Оборин, в любых международных музыкальных соревнованиях советские музыканты занимают призовые места. Официальными решениями жюри международных конкурсов признано, что лучшие исполнители Шопена и Листа. Паганини и Изаи живут в Советском Союзе, что лучшие истолкователи Чайковского и Рахманинова, Баха и Бетховена - советские музыканты.

На фестивале в Будапеште молодёжь других стран неоднократно спрашивала у посланцев советского народа: «Почему советские музыканты всегда занимают первые места на всех конкурсах?» В самом вопросе уже заключён ответ. «Всегда» говорит за то, что это не случайная победа талантливых одиночек, «всегда» говорит о превосходстве системы воспитания советской музыкальной молодёжи над системой воспитания музыкантов других стран.

Выступления советских исполнителей показали, как богата талантами наша страна, какие неисчерпаемые возможности для совершенствования и развития предоставляет молодёжи социалистический строй.

Жюри конкурсов фестиваля в Будапеште, как и жюри предыдущих международных конкурсов, отмечали высокую музыкальную культуру и широту исполнительского диапазона советских музыкантов, их уменье просто и ясно доносить до слушателей главную идею произведения, глубоко и точно раскрывать замысел композитора, подчинять высокую технику сложным художественный задачам.

Мне очень радостно сознавать, что из девяти советских музыкантов - исполнителей, удостоенных на фестивале в Будапеште премий, семь - воспитанники Центральной музыкальной школы. Это Игорь Ойстрах и Эдуард Грач, завоевавшие первые места на конкурсе скрипачей, Рафаил Соболевский, получивший там же одну из вторых премий; Мстислав Ростропович и Ольга Эрдели, занявшие первые места в конкурсе исполнителей на струнных инструментах; Тамара Гусева и Евгений Малинин, которым присуждены первые премии в конкурсе пианистов.

Тамара Гусева, старшая из выступавших, - выпускница Московской консерватории. Это уже сформировавшийся музыкант, её исполнение отличается большим внутренним темпераментом и благородством формы, сочетающимися с блестящей техникой. Особенно удаются Гусевой произведения советских композиторов. Игра восемнадцатилетнего Евгения Малинина всегда поражает своей проникновенностью и вдумчивой трактовкой произведений. Малинин только в 1948 году кончил нашу школу и поступил в консерваторию. Вместе с ним были приняты в консерваторию его товарищи по школе скрипачи Эдуард Грач и Рафаил Соболевский. Для творчества Соболевского характерны монументальность, широта, глубокое содержание; игра Грача примечательна необыкновенной лёгкостью, блеском, прекрасной техникой.

Хороший, интересный музыкант - арфистка Ольга Эрдели, обладающая большой музыкальной культурой. Глубоким, серьёзным исполнителем показал себя виолончелист Мстислав Ростропович. Он старше своих товарищей. Ростроповичу 24 года. Он успел уже кончить консерваторию и проявить себя не только зрелым исполнителем, но и способным композитором и талантливым педагогом.

Самый молодой участник конкурса, Игорь Ойстрах, только в этом году окончил Центральную музыкальную школу. На выпускном акте собравшихся очаровала глубокая и поэтическая игра этого юного музыканта. Исполняя музыкальную фантазию Венявского на темы оперы «Фауст», юноша сумел передать поэзию и обаяние оперы Гуно, яркой музыкальной трактовкой воссоздать перед слушателями бессмертные образы трагедии Гёте.

Игорь Ойстрах - сын прославленного советского скрипача Давида Ойстраха. С детства мальчика окружала превосходная музыка. Мелодии влекли его. Часами просиживал он в уголке комнаты, жадно внимая нежному пению скрипки отца. Приходили другие музыканты, репетировали дуэты, трио... Игорь постоянно присутствовал при этом. Но когда начали его обучать игре на скрипке, казалось. что Игорь не чувствует к этому большого влечения. С малых лет, слушая хорошую музыку, Игорь не удовлетворялся своим исполнением и не проявлял большого усердия в занятиях, предпочитая игру отца своей собственной. Эта неудовлетворённость, самокритичность присущи Игорю и сейчас.

Хорошая музыкальная память, абсолютный слух, быстрота восприятия, большая общая музыкальная одарённость и огромная волевая зарядка помогли юноше совершить почти невозможное. В пять лет он овладел тем, на что обычно уходит десять лет планомерного музыкального обучения. Только за последний год Игорь разучил 12 крупных музыкальных произведений, хотя нормально по курсу обучения полагается 5 - 6. Его работоспособность не знает предела. Получив задание от педагога, Игорь назавтра являлся на урок, разучив технически новую вещь так, что можно было сразу приступать к художественной её обработке. Нужно сказать, что при техническом освоении вещи, как и при любом техническом задании, Игорь непременно исходит из музыкальной сущности произведения Эта привычка усвоена им с детства, когда, слушая впервые какую - нибудь мелодию, он непременно просил отца рассказать ему содержание данной вещи.

Диапазон его творчества очень разнообразен: здесь и концерты Баха, Чайковского, Мендельсона, Глазунова, Кабалевского, и сонаты Изаи, и этюды Паганини...

Таким образом, успех Игоря Ойстраха на конкурсе в Будапеште не случаен. Он вытекал из предшествующего развития музыканта и был подготовлен долгими годами серьёзнейшей работы над овладением высотами музыкальной культуры.

Большая музыкальная и общая культура отличает всех наших лауреатов фестиваля.

В Центральной музыкальной школе, кроме занятий по специальности, ученики получают образование в объёме десятилетки. Характерно, что все наши лауреаты очень хорошо занимались как по теоретическим, так и по общеобразовательным предметам. Все они общественники, активные члены коллектива. Их интересы крайне разнообразны. Многочасовые занятия по специальности не мешают им быть страстными спортсменами, много читать, интересоваться искусством, литературой, наукой, техникой - всем, чем живёт страна, взрастившая их, страна, где молодёжи предоставлены все возможности для духовного и физического развития.

Партия, правительство и лично товарищ Сталин уделяют исключительное внимание вопросам музыкальной педагогики, создавая самые лучшие условия для успешного воспитания талантливой музыкальной молодёжи. И эта молодёжь деловито и просто входит в мир настоящей большой музыкальной жизни, занимая почётные, выдающиеся места, превращаясь в активных строителей советской музыкальной культуры.

На открытии фестиваля в Будапеште председатель президиума Венгерской народной республики Арпад Сакашич, приветствуя советскую молодёжь, сказал, обращаясь к посланцам других стран: «Следуйте их примеру, идите за ними по их пути». Этими словами мне и хотелось бы закончить свою статью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены