Тысяча миль по Англии

Игорь Кобзев| опубликовано в номере №657, октябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Оба эти университета расположены в небольших старинных городках и имеют много общего между собой. И в том и в другом городе узкие средневековые улочки и старинной архитектуры дома. Их вид не лишен романтической привлекательности. Здесь много зелени. Рядом с древними зданиями соборов и колледжей лепятся один к другому магазины, рестораны, отели. В парках, на спортивных площадках и на лодочных станциях развлекается учащаяся здесь молодежь. Конечно, учиться в Кембридже и в Оксфорде имеют возможность далеко не все.

Попадают в университет преимущественно те, кто не нуждается в стипендии и в состоянии вносить довольно высокую плату за обучение.

В Оксфорде мы пробыли несколько дольше, чем в Кембридже, и имели возможность подробнее познакомиться с университетом.

Оксфордский университет состоит более чем из двадцати колледжей, то есть зданий, в которых живут и занимаются студенты. Здания же университета как такового в Оксфорде не существует. Деление на колледжи производится не по принципу отдельных отраслей наук, а просто, как говорят, по традиции: каждый колледж был прежде монастырем. Но если вникнуть глубже, то станет понятно, что один колледж отличается от другого не столько традицией, сколько платой за право обучения. Один из них - те, что благоустроеннее, - дороже, а другие, поскромнее, дешевле.

Университет имеет богатую библиотеку.

Всего в Оксфорде учится около семи тысяч студентов. Студенты каждого колледжа прикреплены к определенному шефу - профессору, который в течение всего курса обучения, то есть трех - четырех лет, контролирует их работу. Студенты обязаны посещать некоторое количество лекций, но главное внимание они уделяют самостоятельной работе над своей узкой темой. В результате такой учебы может получиться, что студент - историк или филолог довольно хорошо будет разбираться в материале какого - нибудь одного исторического периода, но плохо ориентироваться в картине общего исторического процесса. Так, один студент Оксфордского университета, штудирующий русскую историю, хвастался в разговоре со мной, что он может в хронологическом порядке перечислить всех любовников Екатерины II. Но он ничего не мог рассказать, например, о причинах Декабрьского восстания 1825 года. Конечно, этот студент был не из той части студенчества, которая стремится овладеть глубокими знаниями, стать хорошими специалистами.

В гостях у профессора Хилла мы разговорились с некоторыми из его учеников. Нам было очень приятно, что эти студенты внимательно следят за советской литературой, хорошо знают произведения советских писателей. Знакомясь с английскими университетами, мы невольно сравнивали постановку высшего образования в Англии и у нас, в Советской стране, и с гордостью отмечали, что в советских вузах созданы для студентов лучшие условия для учебы, чем в Оксфорде я Кембридже.

8. На родине Шекспира

Вместительный желтый автобус мчит нас по узкой асфальтированной дороге. Мимо проносятся небольшие английские деревни в отдельные фермы: одноэтажные домишки, крытые черепицей, зеленые изгороди, крылатые ветряки...

Временами от шоссе ответвляется уходящая в сторону дорога с лаконичной надписью на деревянном щите: «PRIVATE!» Это означает, что земля и дорога являются частной собственностью и проезд по ним воспрещен.

Но вот я Стретфорд на Эвоне - небольшой провинциальный городок Средней Англии, ставший известным всему миру благодаря тому, что здесь в 1564 году родился Вильям Шекспир.

Старинные двухэтажные домики, неширокий Эвон с лодками и лебедями, гостиница с сентиментальными гравюрами на стенах, с традиционными и давно уже ставшими ненужными щипцами для углей, висящими рядом с электрическим камином.

На центральной площади, неподалеку от тихого Эвона, сидит на высоком постаменте бронзовый Шекспир. Поэта окружают бронзовые герои его бессмертных произведений.

Кажется, что грустный, полный тоски и недоумения взгляд Шекспира устремлен в противоположный конец улицы, туда, где над балконом одной из гостиниц колышется полосатый американский флаг. По улицам родного Шекспиру города бродят теперь с надменным видом чужие солдаты с вышитыми на плечах буквами «USA». В книжных лавках продаются американские детективные книжонки. В кино идут бессмысленные ковбойские боевики.

Улицы маленького городка Стретфорда постоянно наполнены народом. Здесь много туристов, приезжающих на автомашинах, на мотоциклах и велосипедах и даже приходящих пешком с небольшим рюкзаком за плечами. Имя Шекспира окружено большой любовью английского народа, и многие англичане считают для себя долгом побывать на родине великого поэта.

Мы посетили в Стретфорде дом, в котором родился Вильям Шекспир, и дом его жены Анны Хезуэй. В доме Шекспира хранится единственный дошедший до нас подлинный портрет великого поэта, первое посмертное собрание его произведений - большая пожелтевшая от времени книга.

Когда побываешь в доме, где родился или жил великий человек, остается впечатление, будто встретился с ним самим, и как - то ближе, понятнее и дороже становятся его произведения.

Но одно обстоятельство неприятно задело каждого из нас. Нам рассказали, что оба дома находятся в собственности треста памятных шекспировских мест. Этот частновладельческий трест «делает бизнес» на великом имени Шекспира. Кроме открыток, блокнотов, календарей и прочих бумажных изделий, монопольно выпускаемых трестом, здесь производятся для продажи многочисленные бронзовые в гипсовые безделушки и сувениры - ножи и вилки с ручкой, изображающей бюст поэта, рюмки и бокалы, сделанные в форме головы Шекспира.

Настоящее огромное удовольствие получили мы, побывав вечером на спектакле Шекспировского мемориального театра.

В других городах Англии, в том числе и в Лондоне, не очень - то часто ставятся произведения Шекспира. И только Стретфордский мемориальный театр постоянно популяризирует наследие своего великого земляка. Театр работает в тяжелых материальных условиях: из - за этого труппа временами распадается, актерам много приходится ездить по стране.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены